Как определить плюс и минус при помощи мультиметра
Точное знание полярности электроприбора крайне важно. Ведь если подключить электрическую аппаратуру с нарушением полярности, она может либо не работать, либо полностью выйти из строя. В большинстве случаев «плюс» и «минус» проводов и контактов в подобных устройствах обозначаются буквенным, символьным или цветовым способом (на корпусе возле контактов есть маркер «+» и «-», а провода имеют черный цвет для минуса и красный для плюса).
Но иногда случается, что визуально определить полюса нет возможности. Для этого можно воспользоваться как обыкновенным тестером полярности, так и подручными средствами.
Определение полярности мультиметром
Иногда случается, что в новом электрическом аппарате, который необходимо подключить, отсутствует маркировка полярности или необходимо перепаять проводку поврежденного устройства, а все провода одного цвета. В такой ситуации важно правильно определить полюса проводов или контактов.
Но при наличии необходимых приборов возникает закономерный вопрос: как мультиметром определить плюс и минус электроприбора?
Для определения полярности мультиметр необходимо включить в режим замера постоянного напряжения до 20 В. Провод черного щупа подключается в гнездо с маркировкой СОМ (он соответствует отрицательному полюсу), а красный подключается в гнездо с маркером VΩmA (он, соответственно, является плюсом).
После этого щупы подсоединяются к проводам или контактам и прибор, полярность которого необходимо узнать, включается.
Если на дисплее мультиметра отображается значение без дополнительных знаков, то полюса определены правильно, контакт к которому подключен красный щуп – это плюс, а к которому подключен черный щуп будет соответствовать минусу.
В том случае если мультиметр показал значение напряжения со знаком минус – это будет означать, что щупы подключены к устройству неверно и красный щуп будет минусом, а черный – плюсом.
Если мультиметр, которым производится замер, аналоговый (со стрелкой и табло с градациями значений), при правильном подключении полюсов стрелка покажет действительное значение напряжения, а сели полюса перепутаны то стрелка будет отклоняться в противоположную сторону относительно нуля, то есть показывает отрицательное значение напряжения тока.
Определение полярности альтернативными методами
Если случилось так, что мультиметра под рукой нет, а полярность необходимо найти, можно использовать альтернативные и «народные» средства.
К примеру, заряды проводки динамиков проверяются при помощи батарейки на 3 вольта. Для этого необходимо на короткий промежуток времени прикоснуться проводами, присоединенными к батарейке, к выводам динамика.
Если диффузор в динамике начинает двигаться наружу, это будет значить, что положительная клемма динамика присоединена к плюсу батарейки, а отрицательная к минусу. Если же диффузор движется внутрь – полярность перепутана: положительная клемма замкнута на минусе, а отрицательная на плюсе.
Если необходимо подключить блок питания постоянного напряжения или аккумулятор, но на них нет маркировки полярности, а под рукой нет мультиметра, плюс и минус можно определить «народными» методами при помощи подручных материалов.
Самый простой способ определения полярности, которым можно воспользоваться дома – это использовать картофель. Для этого необходимо взять один клубень сырого картофеля и разрезать пополам. После этого два провода (желательно разного цвета или с любым другим отличительным знаком) оголенными концами втыкаются в срез картофеля на расстоянии 1-2 сантиметра друг от друга.
Другие концы проводов подключаются к проверяемому источнику постоянно тока, и прибор включается в сеть (если это аккумулятор, то после подсоединения проводов больше ничего делать не нужно) на 15-20 минут. По истечении этого времени на срезе картофеля, вокруг одного из проводов образуется светло-зеленое пятно, которое будет признаком плюсового заряда провода.
Второй способ также не требует, каких либо, особых устройств или инструментов. Для определения полярности проводов источника постоянного тока понадобится емкость с теплой водой, в которую опускаются два подключенных к источнику питания провода.
После включения прибора в сеть вокруг одного из проводов начнут появляться пузыри газа (водород) – это процесс электролиза воды. Эти пузырьки образуются вокруг источника отрицательного заряда.
Следующий способ подойдет в том случае, если есть не используемый, рабочий компьютерный кулер. Способ определения полярности данным методом заключается в том, что кулер необходимо запитать от проверяемого источника бесперебойного питания. Но зачастую в кулерах присутствует три провода:
- черный, отвечает за отрицательный заряд;
- красный, отвечает за положительный заряд;
- желтый, является датчиком оборотов.
В данном случае желтый провод игнорируется и никуда не подключается. Если после подключения кулера к источнику постоянного напряжения, кулер начал работать, то полярность определена правильно, плюс подключен к красному проводу, а минус – к черному. А если кулер не срабатывает – это будет означать что полярность неправильная.
Также, если мультиметр отсутствует, положительный и отрицательный контакты аккумулятора можно определить при помощи индикаторной отвертки.
Для этого необходимо дотронутся индикатором до одного из выводов аккумулятора, прижать палец к обратной стороне индикатора (к контакту на рукоятке), а ко второму выводу аккумулятора дотронуться рукой.
Если индикатор начал светиться, то заряд проверенного вывода, с которым он контактирует, имеет положительное значение, а если индикатор не засветился – вывод отрицательный. Но у этого способа определения полярности есть один недостаток.
Если аккумулятор разрядился или поврежден (пробит), индикатор будет загораться при контакте с обеими клеммами, из-за чего определить значения полюсов аккумуляторной батареи будет невозможно.
Источник: https://evosnab.ru/instrument/avo/kak-opredelit-poljarnost-multimetrom
Как найти плюс в цепи автомобиля мультиметром
Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».
Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.
Распространенные неисправности электрооборудования машины
К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.
К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:
- Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
- Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
- Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
- Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
- Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).
Как проверить проводку
Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.
Используем мультиметр
Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.
Проверяем напряжение
Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:
- Установить мультиметр в режим вольтметра.
- Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
- Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.
Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.
Ищем короткое замыкание
После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.
Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:
- Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
- Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.
Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.
Проверяем качество заземления
В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.
Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:
- Отключение АКБ.
- Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
- Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.
Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.
Проверяем целостность цепи
Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов.
Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами.
В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.
Ремонт электропроводки автомобиля
Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.
Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.
Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов.
Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.
Замена проводки авто
При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.
Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени.
И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание.
При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.
Источник: https://chevroletcars.ru/info/kak-najti-pljus-v-cepi-avtomobilja-multimetrom/
Как можно определить фазу и ноль мультиметром и не только
Цифровой мультиметр очень полезная вещь в быту. С помощью тестера просто определить, какой из проводов фаза, ноль, а какой заземление.
Определение фазы и ноля в электрике
Любая электросеть, как бытовая, так и промышленная может быть с постоянным током или с переменным. При постоянной подаче электронапряжения электроны перемещаются в одном направлении, при переменной подаче это направление постоянно меняется.
Переменная сеть в свою очередь состоит из двух частей – рабочей и пустой фазы. На рабочую, которую называют в электричестве так и называют — «фазой», подаётся рабочее электронапряжение, а на пустую, которая получила название «ноль» — нет. Она нужна для создания замкнутой сети для работы и подключения электроприборов, а также для заземления сети.
Правила использования мультиметра
Для определения фазы и нуля с помощью мультиметра необходимо очистить концы жил от изоляции, развести их в разные стороны, чтобы избежать контакта, который спровоцирует короткое замыкание, и подать следом электронапряжение.
На мультиметре установить измерительный предел переменного напряжения выше 220 В. В гнездо с меткой «V» вставить щуп для измерения напряжения. Прикоснуться им к очищенной жиле и следить за дисплеем. Если значение до 20В – это фазный провод, если показаний нет совсем – это ноль.
Для правильного использования мультиметра необходимо соблюдать следующие правила:
- Противопоказано использовать прибор при повышенной влажности.
- Нельзя применять вышедшие из строя измерительные щупы.
- Запрещено измерять параметры со значением, превышающим верхний предел прибора измерения.
- Во время измерительной процедуры нельзя крутить переключатель и менять пределы.
Как мультиметр поможет найти фазу
Чтобы мультиметр показал, в каком из проводов находится фаза, на приборе нужно выставить режим для определения напряжения переменного тока, который обозначается как V~, установив предел измерения от 500 до 800 В. Подключение щупа производится стандартно, чёрный в разъем «COM», красный в «VmA».
Как мультиметр показывает ноль
После того, как определился провод с фазой легче всего найти нулевой. Установив красный щуп на фазу касаетесь других проводников, после чего тестер должен показать значение около 220 В. Из этого будет понятно, что второй провод — это или нулевой защитный, или нулевой рабочий.
Определить мультиметром, где нулевой защитный провод, а где нулевой рабочий весьма сложно, так как они дублируют друг друга. Лучше всего отключить от шины заземления в электрическом щитке вводной провод, тогда в проверяемом помещении между фазой и проводами заземления не будет 220 В, как при проверке фазы и нуля.
Определяем прибором землю
Наличие заземляющего контакта не говорит о том, что этот контакт на самом деле заземлён. Довольно часто этот провод не подсоединяется никуда, а только создаёт видимость для пользователя.
Грамотные электромонтёры для земли выбирают провод с полосой, но если мастер был неопытным или халатно отнёсся к данному заданию, то о цветовой маркировке могли и не вспомнить.
В таких ситуациях напряжение лучше всего измерять, прикасаясь к трубам водоснабжения или отопления. На проводе с заземлением уровень напряжения будет меньше, чем на нулевом.
Другие варианты проверки
Кроме перечисленных способов проверки фазы и нуля мультиметром, существует проверка с использованием контрольной ламы.
Способ довольно необычный и требует особой осторожности, но действенный.
Для такого устройства необходим патрон, лампа, провод со срезанной на концах изоляцией. При использовании лампы удастся определить — есть фаза или нет, а какой именно фазный проводник — установить не получится. Если во время соединения проводки контрольной лампы с определяемыми жилам она засветится, тогда один из проводов фазный, а второй вероятнее ноль. Если не засветится, то фазы нет либо фазы, либо ноля, что тоже возможно.
Отвертка с индикатором нам в помощь
Конструкция инструмента проста. Внутри встроена лампочка. Жало на одном конце, шунтовый контакт на другом.
Суть проверки контрольной отвёрткой состоит в выполнении следующих действий:
- Отключаем подачу тока от щитка.
- Очистить от изоляции жилы, которые нужно проверить на 1 см.
- Разъединяем их в разные стороны во избежание соприкосновения.
- Произвести подачу напряжения включив вводный автомат.
- Жало отвёртки поднести к оголённой проводке.
- Если при выполнении этого действия загорается индикаторное окошко, значит это фаза, если отсутствует, значит это ноль.
- Пометьте нужную жилу, отключите коробку автомат и выполните подсоединение коммутационного аппарата.
При работе с пробником всем необходимо соблюдать правила безопасности, которые заключаются в том, что при проведении замера нельзя касаться отвертки в нижней части. Инструмент нужно содержать в чистоте. Прежде чем определять отсутствие напряжения(в отличии от его присутствия) в розетке, можно проверить прибор на исправность с помощью другого электрооборудования, которое находится под напряжением.
По цвету проводов
Самым простым и надёжным способом определения фазы и нуля является по цвету проводов.Но только в том случае, когда вы точно уверены, что электропроводка подключена по всем правилам!В основном всегда жила с фазой чёрного, коричневого, белого или серого цвета, а ноль синий или голубой. Также могут быть жили зелёного цвета или же жёлто-зелёного, это говорит о наличии проводника с заземлением.
В таком случае можно обойтись и без измерительных приборов, согласно цвету, понятно, где находится фаза, а где ноль.
Источник: https://vseotoke.ru/montazh/kak-opredelit-fazu-i-nol-multimetrom
Как проверить авто мультиметром, проверка мультиметром утечки тока, высоковольтных проводов, аккумулятора, генератора, датчиков
В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.
Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.
Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
Проверка включает в себя:
- Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
- Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
- Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
- Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.
Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.
Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.
Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:
- аккумулятор;
- датчики;
- высоковольтные провода;
- генератор.
Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.
Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.
Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.
Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.
Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.
Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.
Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.
Как проверить датчики автомобиля мультиметром
Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:
- коленвала;
- скорости;
- детонации;
- ABS;
- кислородный датчик.
Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.
Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.
Датчик ABS
Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.
Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.
С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.
Датчик коленвала
Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.
Кислородный датчик
Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.
Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.
Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.
Датчик детонации
Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.
С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.
Датчик скорости
Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.
После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.
Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.
Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:
- отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
- включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.
Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:
- качество изоляции проводов;
- длина;
- наличие микроповреждений;
- тип проводов.
Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.
Как проверить мультиметром генератор на машине
Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.
- Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
- Подключаете мультиметр к аккумулятору.
- Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
- После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.
И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.
Вместо послесловия
При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.
С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.
После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!
Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.
Источник: https://avtocod.ru/kak-proverit-avtomobil-multimetrom
Вам также могут понравиться
Алексей Помазов
профессиональный электромонтёр, инженер промышленного оборудования, опыт работы — 18 лет
В комментариях к статье «Что нужно знать о ремонте электропроводки» был задан вопрос о том, как в электропроводке найти ноль и землю, если провода не соответствуют традиционным цветам. На вопрос отвечает специалист по электромонтажу, эксперт PROFI.RU.
Согласно правилам устройства электроустановок (ПУЭ, главный документ всех электриков) — электропровода разного назначения должны иметь отличающуюся по цвету маркировку. И если проводку в вашей квартире делал грамотный специалист, то, открыв разделительную коробку, вы увидите провода разного цвета.
Но иногда домашнего мастера ждёт неприятный сюрприз в виде проводов одного цвета. Или того хуже — от щитка до квартиры тянутся провода одного цвета, а внутри помещения — другого. Как разобраться в хитросплетении проводов?
Правильнее всего пригласить квалифицированного электрика, электричество — штука коварная и опасная. Но если вы совершенно уверены в своей осторожности и аккуратности, действуйте!
Ищем фазу
Первым делом отключите подачу тока в квартиру на электрощите. Все переключатели должны быть выключены! Затем нужно добраться до проводов, сняв уплотняющую рамку и раскрутив розетку.
Отсоединив провода от розетки, обязательно разведите их в разные стороны.
После этого можно освободить провода от изоляции и, подав в квартиру напряжение, приступить к поиску фазы при помощи индикаторной отвёртки. Держите инструмент только за защитный корпус, расположив указательный палец на металлическом конце рукоятки. Поочерёдно прикоснитесь жалом отвёртки к проводам. Фаза — тот, на котором загорится индикатор. Если провод двухжильный, этого достаточно: второй проводник — это ноль. В случае трёхжильного придётся продолжить изыскания при помощи мультиметра.
В поиске земли
Мультиметр — это комбинированный электроизмерительный прибор, сочетающий функции вольтметра, амперметра и омметра. Нужно включить мультиметр на измерение переменного напряжения в диапазоне выше 220 вольт.
Одним из щупов прибора прикасаемся к найденной ранее фазе, другим — сначала к одному из неопознанных проводов, потом к другому. Смотрим, какое значение напряжения показывает мультиметр в каждом из случаев.
220 вольт соответствует нулю, при прикосновении к земле значение будет меньше.
Кстати, при помощи мультиметра можно определить и фазу. Диапазон измерения будет тот же — выше 220 вольт. Щупом, который тянется от гнезда с маркировкой V, поочерёдно прикасаемся к проводам. Фаза просигнализирует о себе показателем 8–15 вольт, а ноль — нулём на шкале прибора.
Источник: https://profi.ru/blog/kak-najti-fazu-zemlyu/
Как определить фазу и ноль мультиметром
Главное, что вы должны знать: у обычного цифрового мультиметра, нет отдельного режима для определения фазы или нуля, узнать это можно лишь увидев на экране величину напряжения или не увидев его.
По большому счету, принцип определения фазы тестером, схож с работой обычной индикаторной отвертки, где фаза определяется по свечению встроенной лампы, которая загорается только при наличии цепи фаза – сопротивление – лампа — ёмкость (человек).
Ток, с фазы, протекающий через такую индикаторную отвертку, проходит через высокое сопротивление, встроенное в индикатор, затем также через лампу в ней, а потом попадает в ёмкость – в качестве которой выступает человек (для этого мы и касаемся задней стороны индикаторной отвертки при определении) и только при наличии всех участников такой цепи, лампа будет гореть.
Как найти фазу мультиметром
Чтобы определить фазу с помощью мультиметра, выставляем на нём режим определения напряжения переменного тока, который на корпусе тестера чаще всего обозначен как V~, при этом, всегда выбирайте предел измерения — уставку, выше предполагаемого напряжения сети, обычно это от 500 до 800 Вольт. Щупы подключаются стандартно: черный в разъем “COM”, красный в разъем «VΩmA».
В первую очередь, перед тем как искать фазу мультиметром, необходимо проверить его работоспособность, а именно работу режима вольтметра – определения напряжения переменного тока. Для этого проще всего попробовать определить напряжение в стандартной, бытовой розетке 220в.
Как проверить мультиметром напряжение в розетке 220в
Для измерения напряжения в розетке цифровым тестером, необходимо вставить щупы в гнезда розеток, полярность при этом неважна, главное при этом — не касаться руками токопроводящих частей щупов.
Еще раз напомню, что на мультиметре должен быть выставлен режим определения напряжения переменного тока, предел измерения выше 220в, в нашем случае 500В, щупы подключены в разъемы «COM» и «VΩmA».
Если мультиметр рабочий и нет проблем с подключением розетки или перебоев с электроснабжением, то прибор покажет вам напряжение близкое к 220-230В.
Такого простого теста достаточно чтобы продолжить поиск фазы тестером. Сейчас, в качестве примера, мы определим какой из двух проводов, например, выходящих из потолка для люстры, фазный.
Если бы провода было три – фаза, ноль и заземление, то достаточно было бы измерить напряжение на каждой из пар, точно так же, как мы определяли его в розетке. При этом между двумя проводами напряжения практически бы не было – между нолем и заземлением, соответственно оставшийся третий провод фазный. Ниже представлена наглядная схема определения.
Если же провода, для подключения светильника, только два и вы не знаете какой из них каакой, то опознать их таким образом не получится. Тогда нам и приходит на помощь метод определения фазы мультиметром, который я сейчас опишу.
Всё достаточно просто, мы просто должны создать условия для протекания через тестер электрического тока, и зафиксировать его. Для этого просто создаём электрическую цепь, по тому же принципу, что и у индикаторной отвертки.
В режиме проверки напряжения переменного тока, с выбранном пределом 500В, красным щупом прикасаемся к проверяемому проводнику, а черный щуп зажимаем пальцами рук либо касаемся им заведомо заземленной конструкции, например, радиатора отопления, стального каркаса стены и т.п. При этом, как вы помните, черный щуп у нас воткнут в разъем COM мультиметра, а красный в VΩmA.
Если на проверяемом проводе будет фаза, мультиметр покажет на экране достаточно близкую к 220 Вольтам величину напряжения, в зависимости от условий тестирования она может быть разной. Если же провод не фазный, значение будет или нулевым, или очень низким, до нескольких десятков вольт.
Еще раз напомню, ОБЯЗАТЕЛЬНО УБЕДИТЕСЬ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ПРОВЕРКИ, ЧТО НА МУЛЬТИМЕТРЕ ВЫБРАН РЕЖИМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, а не какой-нибудь другой.
Вы, должно быть скажете, что метод достаточно рискованный, становится частью электрической цепи и добровольно попасть под напряжение захочет не каждый.
И хотя такой риск есть, он минимальный, ведь, как и в случае с индикаторной отверткой, напряжение из сети проходит через большое сопротивление резистора, встроенного в мультиметр и удара током не происходит.
А работоспособность этого резистора, мы проверили, предварительно измерив напряжение в розетке, если бы его там не было, сложились бы все условия для короткого замыкания, которое, уверяю вас, вы бы сразу обнаружили.
Конечно, как я уже писал выше, лучше вместо руки использовать заземленные конструкции – радиаторы и трубы отопления, стальной каркас здания и т.д. но, к сожалению, такая возможность есть не всегда и нередко приходится браться за щуп самому.
Бывалые электрики советуют в таких случаях всё же принять дополнительные меры безопасности: стоять на резиновом коврике или в диэлектрической обуви, касаться щупа сперва кратковременно, правой рукой и лишь не обнаружив опасных воздействий тока, выполнить измерение.
В любом случае это единственный, самый надежный и простой способ определить фазу бытовым мультиметром самому.
Как найти ноль мультиметром
Ноль, чаще всего, находится мультиметром относительно фазного провода, т.е. сперва, способом, описанным выше, вы находите фазу, а затем установив красный щуп на неё, касаетесь других проводников и когда тестер на экране покажет 220В (+/- 10%), тогда вы поймете, что второй провод нулевой рабочий или нулевой защитный (заземление).
Определить же то, является провод нулем или заземлением одним мультиметром, довольно сложно, ведь по сути, эти проводники одно и то же и нередко просто дублируют другу друга. В определенных системах заземления ноль и зазмление даже связаны между собой в электрощите и очень тяжело точно их выявить.
Проще всего, в таком случае, отключить от шины заземления в электрощите вводной провод, тогда, во всей квартире или доме, при проверке напряжения, между фазой и проводами заземления, вы не получите 220В, как при проверке нуля и фазы.
Так же стоит отметить тот факт, что если в электрощите установлена дифференциальная защита — УЗО или автоматический выключатель дифференциального тока, он обязательно сработает, при проверке проводов заземления относительно любого другого проводника, даже нулевого.
Если же вы знаете более надежные и универсальные методы определения фазы и нуля цифровым мультиметром – обязательно пишите об этом в комментариях к статье, кроме того приветствуются любые мнения, опыт, здоровая критика или вопрос.
Так же вступайте в нашу группу ВКонтакте, следите за появлением новых материалов.
Источник: https://rozetkaonline.ru/poleznie-stati-o-rozetkah-i-vikluchateliah/item/181-kak-opredelit-fazu-i-nol-multimetrom
Как найти фазу и ноль: простые и действенные способы
1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 звезд
Если нужно сделать разводку осветительной группы или поменять автомат на линии, важно четко узнать, какой провод фазный. Как найти фазу и ноль быстро и точно? CHIP расскажет о нескольких действенных способах.
Andrey Popov/Adobe Stock
Есть несколько способов точно определить, какой из проводов в розетке или разводке фазный.
Для чего нужно знать, где фаза?
Определение фазного проводника необходимо в таких случаях:
- Монтаж выключателей. Выключатели на свет размыкают исключительно фазу. Если перепутать и посадить на выключатель ноль, тогда патрон всегда будет находиться под напряжением и замена лампочек или ремонт патрона может быть опасной для жизни человека.
- Монтаж автоматов. Обычно автоматы применяются одноконтактные, и на них заходит только фаза. Ноль же остается неразмыкаемым. Поэтому, чтобы не перепутать и не завести ноль на автомат, необходимо четко определить фазный провод.
Находим фазу индикаторной отверткой
Проще всего отыскать фазный проводник индикаторной отверткой. Она есть практически в каждом доме. А если нет, то ее можно купить за 50 — 100 рублей. Возьмите контрольку от Stanley — она точно и быстро сигнализирует о наличие фазы.
Для определения фазы стоит сделать следующее:
- Убедиться, что розетка, удлинитель или автомат находятся под напряжением. В нашем случае мы будем проверять удлинитель.
- В один из контактов вставляем жало отвертки.
- Сверху пальцем дотрагиваемся до металлической «пятки».
- Если светодиод внутри горит (может гореть разными цветами), мы попали на фазу, а если нет — на нулевой проводник.
Каждая индикаторная отвертка должна четко реагировать на фазный проводник. Теоретически светодиод должен загореться, даже если в сети будет напряжение в 50 В, но на практике каждая контролька показывает себя по-разному.
Также обратите внимание на то, что существуют индикаторные отвертки на батарейках. В их случае не нужно зажимать контактную пластину пальцем — просто вставляем жало в контакт, и светодиод должен загореться.
Контактная пластина здесь нужна лишь для проверки работоспособности самой отвертки, и если нажать на нее пальцем, то светодиод будет светиться всегда.
Находим фазу мультиметром
Если у вас еще нет мультиметра, советуем узнать, как выбрать хороший прибор из этой статьи. Для определения фазного проводника мультиметром важно выполнить следующие действия:
- Переводим регулятор в режим измерения переменного напряжения (как показано на картинке). Обратите внимание, что измерение может производиться в диапазоне от 1 до 200 В и от 1 до 750 В. Выбираем второй режим, так как в нашей сети 220 В.
- Один из щупов вставляем в контакт, а второй зажимаем двумя пальцами — на приборе должно отображаться показание напряжения.
- Если отображается до 10 — 15 В, скорее всего вы попали на нулевой провод. Если же напряжение от 100 до 230 В, это фаза.
- Также можно не зажимать пальцами щуп, а прикоснуться им к стене рядом с розеткой или к заземленной металлической поверхности.
Для подобных замеров подойдет даже самый недорогой прибор. Например, DT 830B, которым пользуемся мы сами. Он стоит всего 250 рублей, но точность замеров у него хорошая.
Стоит ли искать фазу лампочкой?
Некоторые электрики предпочитают искать фазу контрольной лампочкой. Для этого они берут обычную лампу накаливания, патрон и два многожильных провода. Провода соединяются с патроном, а лампочка соответственно вкручивается в него. Затем один конец провода прикасается к металлической трубе отопления, а второй вставляется в контакт для поиска фазы. Где лампочка загорелась, там и фаза.
Мы такой способ не рекомендуем, так как он чреват поражением тока – при неосторожном движении можно коснуться оголенного провода. Также были случаи, когда лампа накаливания взрывалась в момент прикосновения к фазе. По этим причинам лучше воздержаться от подобного «народного» метода определения фазы и воспользоваться специализированными приборами.
Источник: https://ichip.ru/sovety/remont/kak-najti-fazu-prostye-i-dejstvennye-sposoby-707802
Как мультиметром найти фазу ноль и землю
В комментариях к статье «Что нужно знать о ремонте электропроводки» был задан вопрос о том, как в электропроводке найти ноль и землю, если провода не соответствуют традиционным цветам. На вопрос отвечает специалист по электромонтажу, эксперт PROFI.RU .
Согласно правилам устройства электроустановок (ПУЭ, главный документ всех электриков) — электропровода разного назначения должны иметь отличающуюся по цвету маркировку. И если проводку в вашей квартире делал грамотный специалист, то, открыв разделительную коробку, вы увидите провода разного цвета.
- Земля будет жёлтой, зелёной либо жёлто-зелёной.
- Ноль будет синим или голубым.
- Фазе досталась самая богатая палитра, она бывает серой и красной, розовой и бирюзовой, оранжевой и фиолетовой, но чаще всего — коричневой, чёрной или белой.
Но иногда домашнего мастера ждёт неприятный сюрприз в виде проводов одного цвета. Или того хуже — от щитка до квартиры тянутся провода одного цвета, а внутри помещения — другого. Как разобраться в хитросплетении проводов?
Правильнее всего пригласить квалифицированного электрика, электричество — штука коварная и опасная. Но если вы совершенно уверены в своей осторожности и аккуратности, действуйте!
Понятия ноля и фазы
Перед тем, как определить фазу ноль, хорошо бы вспомнить самую малость физики и разобраться, что это за понятия и зачем их находят в розетке.
Все электросети (и бытовые, и промышленные) подразделяются на два типа – с постоянным и переменным током. Со школы помним, что ток – это передвижение электронов в определённом порядке. При постоянном токе электроны передвигаются в каком-то одном направлении. При переменном токе это направление постоянно меняется.
Источник: https://crast.ru/instrumenty/kak-multimetrom-najti-fazu-nol-i-zemlju
Простейшие способы
Существует несколько способов, как найти фазу и ноль. Рассмотрим их вкратце.
По цветовому исполнению жил
Наиболее простым, но в то же время и самым ненадёжным способом, является определение фазы и ноля по цветам изоляционных оболочек проводников. Как правило, фазная жила имеет чёрное, коричневое, серое или белое цветовое исполнение, а ноль делают голубым либо синим. Чтобы вы были в курсе, бывают ещё жилы зелёные или жёлто-зелёные, так обозначаются проводники защитного заземления.
В этом случае никаких приборов не нужно, глянули на цвет провода и определили – фаза это или ноль.
Но почему этот метод самый ненадёжный? А нет никакой гарантии, что во время монтажа электрики соблюдали цветовую маркировку жил и ничего не перепутали.
Цветовая маркировка проводов на следующем видео:
Индикаторной отвёрткой
Более правдивым методом является применение индикаторной отвёртки. Она состоит из не токопроводящего корпуса и встроенных в него резистора с индикатором, который представляет собой обыкновенную неоновую лампочку.
Например, при подключении выключателя главное не перепутать ноль с фазой, так как этот коммутационный аппарат работает только на разрыв фазы. Проверка индикаторной отвёрткой заключается в следующем:
- Отключите общий вводной автомат на квартиру.
- Зачистите ножом проверяемые жилы от изоляционного слоя на 1 см. Разведите их между собой на безопасное расстояние, чтобы полностью исключить возможность соприкосновения.
- Подайте напряжение, включив вводной автомат.
- Жалом отвёртки прикоснитесь к оголённым проводникам. Если при этом загорится индикаторное окошко, значит, провод соответствует фазному. Отсутствие свечения говорит о том, что найденный провод – нулевой.
- Нужную жилу наметьте маркером либо кусочком изоленты, после чего снова отключите общий автомат и проведите подсоединение коммутационного аппарата.
Более сложные и точные проверки выполняются с помощью мультиметра.
Поиск фазы индикаторной отверткой и мультиметром на видео:
Мультиметр. Что это за прибор?
Мультиметр (электрики его ещё называют тестером) представляет собой комбинированный прибор для электрических измерений, который объединил в себе множество функций, основные из которых омметр, амперметр, вольтметр.
Эти приборы бывают разными:
- аналоговыми;
- цифровыми;
- переносными лёгкими для каких-то базовых измерений;
- сложными стационарными с большим количеством возможностей.
С помощью мультиметра можно не только определить землю, ноль или фазу, но и померить на участке цепи ток, напряжение, сопротивление, проверить электрическую цепь на целостность.
Прибор представляет собой дисплей (или экран) и переключатель, который можно устанавливать в различные позиции (вокруг него находится восемь секторов). В самом верху (в центре) имеется сектор «OFF», когда переключатель установлен в это положение, значит, прибор выключен. Чтобы выполнять замеры напряжения понадобится установить переключатель в сектора «ACV» (для переменного напряжения) и «DCV» (для постоянного напряжения).
В комплект мультиметра входят ещё два измерительных щупа – чёрный и красный. Чёрный щуп подсоединяется в нижнее гнездо с маркировкой «СОМ», такое подключение является постоянным и используется при проведении любых измерений. Красный щуп в зависимости от замеров вставляется в среднее или верхнее гнездо.
Как использовать прибор?
Выше мы рассмотрели, как найти при помощи индикаторной отвёртки фазный провод, а вот различить ноль и землю при помощи такого инструмента не получится. Тогда давайте поучимся, как проверить жилы мультиметром.
Подготовительный этап выглядит точно так же, как и для работы с индикаторной отвёрткой. При отключенном напряжении зачистите концы жил и обязательно их разведите, чтобы не спровоцировать случайного прикосновения и возникновения короткого замыкания. Подайте напряжение, теперь вся дальнейшая работа будет с мультиметром:
- Выберите на приборе измерительный предел переменного напряжения выше 220 В. Как правило, имеется отметка со значением 750 В на режиме «ACV», установите переключатель на это положение.
- На приборе имеется три гнезда, куда вставляются измерительные щупы. Найдём среди них тот, который обозначен буквой «V» (то есть для измерения напряжения). Вставьте в него щуп.
- Прикасайтесь щупом к зачищенным жилам и смотрите на экран прибора. Если вы видите небольшое значение напряжения (до 20 В), значит, вы касаетесь фазного провода. В случае, когда на экране нет никаких показаний, вы нашли ноль мультиметром.
Для определения «земли» зачистите небольшой участок на любом металлическом элементе домашних коммуникаций (это могут быть водопроводные или отопительные трубы, батареи).
В этом случае у нас будут задействованы два гнезда «СОМ» и «V», вставьте в них измерительные щупы. Прибор установите в режим «ACV», на значение 200 В.
У нас есть три провода, среди них нужно отыскать фазу, ноль и землю. Одним щупом коснитесь зачищенного места на трубе или батарее, вторым дотроньтесь до проводника. Если на экране высвечивается показание порядка 150-220 В, значит, вы нашли фазный провод. Для нулевого провода при аналогичных замерах показание колеблется в пределах 5-10 В, при прикосновении к «земле» на экране ничего не будет отображаться.
Наметьте каждую жилу маркером или изолентой, а чтобы удостовериться в правильности выполненных измерений, сделайте теперь замеры относительно друг друга.
Прикоснитесь двумя щупами к фазному и нулевому проводникам, на экране должна появиться цифра в пределах 220 В. Фаза с землёй дадут немного меньшее показание. А если прикоснуться к нулю и земле, то на экране будет значение от 1 до 10 В.
Несколько правил по использованию мультиметра
Перед тем, как определить фазу и ноль мультиметром, ознакомьтесь с несколькими правилами, которые необходимо соблюдать при работе с прибором:
- Никогда не пользуйтесь мультиметром во влажной среде.
- Не применяйте неисправные измерительные щупы.
- В момент проведения замеров не меняйте измерительные пределы и не переставляйте положение переключателя.
- Не измеряйте параметры, значение которых выше чем верхний измерительный предел прибора.
Как замерять напряжение мультиметром – на следующем видео:
Обратите внимание на важный нюанс в использовании мультиметра. Поворотный переключатель изначально всегда необходимо устанавливать на максимальное положение, чтобы избежать повреждения электронного прибора. А уже в дальнейшем, если показания оказываются ниже, переключатель переставляется на низкие отметки для получения максимально точных замеров.
Источник: https://yaelectrik.ru/elektroprovodka/kak-opredelit-fazu-i-nol-multimetrom
Как проверить провод
Многие домовладельцы не знают, как проверить провод. Не редко прибор может быть неисправен из-за того, что кабель на участке провода переломился и пришел в негодность. Для того, чтобы проверить работоспособность продукции используют специальный прибор – тестер. Мы расскажем о том, что это за прибор, как его использовать и какие показатели станут указывать на неисправность провода.
С помощью тестера можно проверить исправность провода, как в проводке квартиры, так и на конкретном приборе, который почему-то перестал работать. Интересно, что у данного прибора есть несколько названий, тестер, это простонародное обозначение, в интернет-магазинах его можно найти под названием мультиметр. Теперь появляется вопрос: как проверить напряжение проводов.
Для этого, на приборе нужно включить режим прозвонки провода, эта функция есть на панели зуммера. Измерение сопротивления будет проводиться путем приложения датчиков в шнуре и отслеживанию результатов. Так называемые ручки от датчика нужно наложить на провод в разных местах, после чего отследить реакцию прибора. В случае, если сопротивление нулевое, то на экране появятся нули и мультиметр издаст неприятные писки.
Теперь более подробно рассмотрим эксплуатацию прибора.
Как проверить провод с помощью мультиметра
Проверить провод можно описанным выше путем, на компьютере и других электрических приборах. В этом случае будет достаточно проверки в режиме уровня сопротивления и резисторов.
Такие данные дадут полную картину о состоянии кабеля и его работоспособности. Теперь нужно передвинуть выключатель к показателям между 200 Ом и 200 кило Ом.
В этом случае, если шнур исправен и на линии нет обрывов, то на дисплее будут отображаться нули, если же он пострадал и не работает, то на экране появятся единицы.
Рассмотрим, как проверить провод на мультиварке или чайнике. Кстати компьютер и ряд другой домашней техники имеет аналогичные параметры подключения и проверки, поэтому могут быть использованы следующие рекомендации. Сразу обратим внимание, что силовые кабеля проверяются по совершенно другому принципу, поэтому, описанная ниже инструкция не является универсальной.
Чтобы проверить состояние токопроводящих дорожек на плате нужно взять шнур от компьютера и проверить его на сопротивление, как мы описывали это выше.
Если при проверке не отображаются данные на экране и прибор не издает звуков, то шнур от вашего компьютера находится в обрыве и требует замены.
Как проверить напряжение проводов в этом случае? Если показания указывают на то, что он находится в обрыве, то это не имеет смысла, поломанный шнур не будет работать нормально, поскольку его цепи не смыкаются корректно.
Как найти нужную жилу при проверке?
Проверить исправность провода можно даже если он выполнен по многожильной схеме и питает одновременно несколько электроприборов. В этом случае понадобятся длинные щупы, которые смогут дотянуться к разным концам шнура и снять показания.
Щуп нужно приложить к любому проводу, который оснащен защитой и имеет качественный контакт. С другой стороны, второй щуп должен быть приложен к аналогичному фрагменту и вызывать ответную реакцию.
Когда показатели сняты, можно аналогичным способом проводить проверку других участков.
Проверить брони провода можно путем сверения с данными прибора. Если нет показателей, то он сломлен или имеет обрыв по длине. Проблема многожильных шнуров в том, что дефекты могут быть зафиксированы одновременно на двух и более участков и произвести ремонт такого вида без должных навыков практически невозможно. Более простым и быстрым способом будет замена шнура на новый.
Как найти место перелома кабеля при проверке?
Мы уже рассказали, как проверить провод на наличие сопротивления и установку обрыва. Теперь же остановим ваше внимание на том, как найти место, где он оборвался, и произвести ремонт. Сделать это сможет человек, с опытом и нужными инструментами, работа требует усидчивости, терпения и большой осторожности.
Если шнур находится в свободном доступе, то найти место, где произошел перелом можно найти без труда. Если же речь идет о проводке в квартире и провода замурованы стену, гипс или другое покрытие, то не удастся получить данные без специального оборудования, которое предназначено для подобных операций.
Проверить провод можно только после того, как вы выключили сеть, и к ним больше не подается электричество. Использовать будет все тот же прибор со щупами.
Теперь нужно методично осматривать каждый из фрагментов шнура, измеряя сопротивление на небольших участках, насколько позволяет длинна щупов, обычно это 10-15 сантиметров. Нужно придерживаться показателей ближе к нулю, значит, там есть сопротивление.
В случае, если датчик выдает ноль, это значит, что вы обнаружили место обрыва.
Источник: https://electro-sad.ru/articles/kak-proverit-provod/
Какой мультиметр для автомобиля лучше выбрать и как им пользоваться
Мультиметр является основным измерительным инструментом любого специалиста, связанного с электрическими цепями, в том числе и автоэлектрика. Никакая компьютерная диагностика не может заменить этот простой прибор.
Как пользоваться мультиметром в автомобиле или дома должен знать не только каждый водитель, но и любой уважающий себя мужчина.
Зачем он нужен
Мультиметром называют универсальный электроизмерительный инструмент для контроля величин напряжений, токов и сопротивлений в электрической цепи. Так как современный автомобиль, скорее, является электронным устройством, чем средством передвижения, присутствие в его ремкомплекте мультиметра необходимо, даже если автовладелец не является специалистом в электрике.
Научиться пользоваться мультиметром можно за несколько минут. Стоимость такого прибора небольшая, он может оказать несоизмеримо большую помощь в случае неисправности электрооборудования автомобиля.
В настоящее время специально для использования автоэлектриками и автолюбителями выпускаются автомобильные мультиметры. Они адаптированы к измерениям электрических и иных параметров, связанных с работой систем двигателя, заряда аккумуляторной батареи, электрооборудования автомобиля.
Многие мультиметры классифицируются, как автомобильные, только в качестве маркетингового приема. Измеряемые ими параметры не всегда соответствуют потребностям автоэлектриков, тем более, рядовых автолюбителей.
Обзор популярных моделей
Рассмотрим некоторые модели автомобильных мультиметров.
F716
Производитель Caltek Industrial. Предназначен для выполнения следующих измерений:
- тока, напряжения и сопротивления в режиме обычного мультиметра;
- проверка наличия и параметров импульсов впрыска топлива (форсунок, инжекторов);
- проверка лямбда зондов;
- контроль системы заряда аккумуляторной батареи;
- измерение тока утечки АКБ;
- контроль качества заземления;
- наличие шины RS-232 для подключения к ноутбуку.
В принципе, эти функции, за исключением измерения параметров впрыска и подключения к компьютеру, можно реализовать на обычном мультиметре.
Mastech MS6231
Назначение:
- измерение параметров в режиме обычного мультиметра;
- измерение температуры в пределах от минус 20 до плюс 1000 градусов Цельсия;
- измерение частоты оборотов коленвала;
- измерения угла опережения коленвала (контактное зажигание);
- автоотключение питания;
- удержание результатов измерений, максимального значения.
Наиболее полезная функция – автоотключение питания, она предупредит разряд элемента питания по окончании работ. Частота оборотов двигателя показывается на тахометре автомобиля, контактные системы зажигания используются разве что на Жигулях.
MS8211
Отличается оригинальной формой. В числе очень полезных функций этого мультиметра, помимо мощного фонарика (что иногда очень кстати), возможность бесконтактного контроля напряжения (тока) в проводнике без повреждения изоляции. Опытные автоэлектрики знают, как часто приходится прокалывать иголкой или делать микроразрез, чтобы проконтролировать напряжение в конкретном проводнике.
С помощью специального щупа этого мультиметра можно проконтролировать цепь, не повреждая изоляцию. Бесконтактный контроль напряжений можно сделать и для бытовой сети переменного тока 380 Вольт (при соответствующем положении переключателя режимов). Есть в автомультиметре и «контролька» (лампочка на прозвонку).
обзор такого мультиметра:
В качестве специальных автомобильных измерений предлагается:
- проверка наличия коротких замыканий и обрыва цепи;
- тест системы зажигания;
- контроль генератора;
- контроль параметров импульсов форсунок.
Весьма оригинальный и полезный прибор.
UNI-T UT105
Помимо обычных функций мультиметра выполняет измерение частоты оборотов двигателя. Для «чайников» на дисплее показывается, к каким разъемам подключать щупы в данном режиме измерений. Весьма оригинально, но не более.
автомобильный мультиметр UT105 в работе (обзор функций)
Fluke 88V
Американский производитель комплектует мультиметр дополнительными щупами, крокодилами, наконечником на высоковольтные провода, датчиком температуры. В целом, измерительный инструмент можно отнести к профессиональным.
Помимо обычных, мультиметр выполняет измерение параметров импульсов форсунок, в том числе, скважность, частоту вращения коленвала. Есть мегаомметр до 40 МОм, очень полезно для контроля высоковольтных проводов, свечей зажигания. В качестве прибамбасов – квазианалоговая шкала на цифровом дисплее, автоматическая установка предела измерений. Неплохой прибор.
Trisco DA-400
Практически обычный мультиметр с дополнительными функциями «прозвонки», измерения температуры, бесконтактным щупом на высоковольтные провода, измерением угла зажигания (это большой плюс), измерение величины постоянного тока до 15 Ампер (а не 10, как в большинстве – и это плюс).
Производитель в качестве характеристик заявляет ударопрочность при падении с высоты 1, 5 метра (это двойной плюс). При невысокой стоимости такой прибор является практически идеальным, как в практике автоэлектрика, так и для автолюбителя. Одна проблема – на радио- и авторынке найти его достаточно сложно.
Какой мультиметр лучше выбрать для автомобиля обычному автолюбителю
В принципе, при выборе мультиметра для автолюбительского применения не имеет принципиального значения автомобильная или обычная модель прибора будет находиться в багажнике. Если мультиметр приобретается для гаражного хранения и применения, то можно выбрать и автомобильную модель.
Главное — в автомобиле всегда должен быть мультиметр!
Неважно какой. В экстренных ситуациях отказа электрооборудования в дороге или на автостоянке обычно бывает необходимо и достаточно, чтобы мультиметр произвел:
- измерение напряжения бортовой сети и аккумуляторной батареи;
- контроль заряда АКБ от генератора;
- сделал «прозвонку» предохранителей, лампочек и электропроводки;
- измерение тока утечки;
- контроль параметров датчиков, прежде всего, сопротивления и напряжения на датчиках.
В качестве дополнительных потребительских характеристик желательны: подсветка цифрового индикатора, ударопрочный корпус. Таким параметрам может удовлетворять простейший мультиметр стоимостью до 1000 рублей, например MAS830L.
Обозначения режимов на большинстве приборов стандартизированы, поэтому, научившись работать на одном мультиметре, можно уверенно перейти на пользование другим. Время «жизни» мультиметра в практике автоэлектрика максимум полгода, в автолюбительской – пару лет.
В первую очередь выходят из строя щупы. Обычно это происходит зимой: некачественная изоляция трескается в морозы, провода обрываются, щупы приходится менять. Затем, обычно по невнимательности, отказывает режим измерения тока 10 Ампер. После этого режим прозвонки, измерения сопротивлений и далее лучше купить новый. Поэтому, покупать дорогой мультиметр не имеет смысла.
Как пользоваться мультиметром в автомобиле в различных режимах
Рассмотрим на примере MAS830L.
Как проверить напряжение
Для контроля напряжения на аккумуляторной батарее необходимо красный (положительный) щуп подключить к гнезду 6, черный (отрицательный) — к гнезду 5. Далее переключатель режимов устанавливается на зону 1 измерения постоянных напряжений на предел 20 Вольт (20V). Напряжение нормально заряженного аккумулятора от 12,4 до 12,8 вольт. При заведенном двигателе напряжение на клеммах АКБ должно увеличиться до 13,5 – 14,5 Вольт. Это свидетельствует о работоспособности генератора автомобиля.
Как измерить ток
Чаще всего этот режим используется для измерения токов утечки в цепи аккумуляторной батареи.
Измерение тока осуществляется в разрыв электрической цепи.
Чтобы измерить ток утечки, необходимо отключить положительную клемму аккумуляторной батареи, затем переключить режим в положение 10А (на режиме 8). Положительный щуп подключить к гнезду 4, отрицательный – к гнезду 5. Красный (положительный) щуп подключить к клемме «+» аккумуляторной батареи, черный (отрицательный) – к отключенной положительной клемме.
Будьте осторожны – положительная клемма не должна касаться металлических элементов кузова и двигателя.
На дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Считается нормальным ток утечки до 0,2 Ампер. Для более точных измерения можно перейти на меньший предел измерений. При этом следует переключить красный щуп в гнездо 6.
как мультиметром измерить утечку тока аккумулятора:
Измерение сопротивлений
Чтобы проверить исправность лампочки, следует переключатель режимов установить в зону измерения сопротивлений 2 на предел 200 Ом. Щупы подключить к лампочке. На индикаторе показывается величина сопротивления лампы.
Если на индикаторе будет отображаться 1 в верхнем регистре, значит, лампочка неисправна либо имеет большее, чем 200 Ом сопротивление.
Аналогичным образом измеряют сопротивление датчиков.
«Прозвонка» предохранителей и цепей
Переключатель режимов устанавливается в положение 7. Щупы подключаются к выводам предохранителя. В случае его исправности зазвучит сигнал зуммера. Таким же образом прозваниваются провода. Щупы следует подключать к зачищенным зонам на начале и конце провода.
Проверка диодов
Требуется при проверке диодного моста генератора. Переключатель устанавливается в положение 3, щупы – к проверяемому диоду. В одном включении щупов сопротивление должно быть бесконечным (как на предыдущем рисунке — на индикаторе будет отображаться 1), в другом (прямом) – от 500 до 700 Ом.
На данном мультиметре есть еще режим измерения коэффициента усиления биполярных транзисторов, но он в автолюбительской практике не используется.
Общие рекомендации
Обязательно включите мультиметр в состав бортового инструмента.
Научитесь им пользоваться, для начала хотя бы измерять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. В холодное время года это наверняка пригодится.
Не приобретайте слишком дорогой мультиметр, тем более, профессиональный. Для обычных измерений вполне достаточно обычного тестера.
Проверьте при покупке, есть ли предел измерений тока 10 Ампер. Он часто бывает нужен при контроле цепей автомобиля.
После использования мультиметра в режимах измерения тока и сопротивления, сразу переключите прибор в режим измерения напряжения или выключите его. Измерение напряжения в цепи при случайно оставленном режиме измерения тока либо сопротивления – наиболее частая причина его выхода из строя.
Смотрите чем полезна проверка авто по гос номеру перед его покупкой.
При самостоятельной установке сигнализации мультиметр также будет необходим для проверки правильности подключения.
Источник: https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/pribory/multimetr-dlya-avtomobilya.html
Как определить фазу
Как определить фазу? Чаще всего таким вопросом задаются тогда, когда надо определить фазу в домашней розетке либо в проводке. Сетевое напряжение, которое заходит в ваш дом, поступает по двум проводам, одним из которых является фаза, а другой – ноль. В этой статье вы найдете два способа, чтобы определить фазу в вашей домашней проводке либо в розетке.
С помощью индикаторной отвертки
На рынке либо в радиомагазине часто можно увидеть фазоиндикаторные отвертки. Чаще всего их называют пробниками. На вид пробник – это плоская отвертка, которая состоит из железного щупа, высокоомного резистора и неоновой лампочки. Все они подключаются последовательно.
Давайте же на практике попробуем определить фазу с помощью нашей фазоиндикаторной отвертки. Для того, чтобы это сделать, нам надо коснутся пальцем вершины отвертки, тем самым мы замкнем цепь фаза-пробник-мы-земля, если тыкнем на фазу. Через потечет ток, но он будет настолько слабым, что вы даже ничего не почувствуете. Тем временем на отвертке загорится неоновая лампочка. Значит, мы попали на фазу.
Втыкаем пробник и попадаем на “ноль”. Неоновая лампочка не горит. Значит, другой контакт розетки точно фаза.
Проверяем и убеждаемся. Неоновая лампочка горит, значит это у нас фаза.
С помощью мультиметра
А что, если у нас нет индикаторной отвертки? Как быть в этом случае? Для этих целей можно использовать обыкновенный мультиметр. Ставим крутилку на измерение переменного напряжения и берем любой щуп мультиметра в руки.
Второй щуп втыкаем в розетку и смотрим, что у нас мультиметр покажет на дисплее. Если мы касаемся нуля, то на дисплее мультиметра высветятся нули или несколько вольт. Если касаемся фазы, то на дисплее мультиметра появится приличное напряжение – это и есть фаза. Внизу на фото мы определили фазу.
Если также показывает нули, то одной рукой возьмитесь за батарею, а другой – за щуп мультиметра. Возможно, что ваш пол очень хорошо изолирован от земли. Когда будете измерять таким способом, главное не перепутайте режим измерения напряжения и силы тока. Если вы случайно поставите крутилку мультиметра в режим измерения силы тока и коснетесь батареи, то это может привести даже к летальному исходу! Будьте очень внимательны, если будете использовать этот способ.
Все те же самые операции касаются и трехфазной сети, где у нас три фазных провода и один ноль.
Источник: https://www.ruselectronic.com/kak-provjerit-fazu/