Правила эксплуатации гелевого аккумулятора
Несколько лет назад отечественные автолюбители познакомились с новым видом АКБ — гелевыми аккумуляторами, которые обладают целым рядом преимуществ по сравнению с обычными электролитными.
Особенностью гелевого аккумулятора является то, что он необслуживаемый, потому что вместо электролита в нем используется гель, который не вытечет, даже если аккумулятор перевернуть «с ног на голову».
Эксплуатация аккумулятора, содержащего гель вместо электролита, оказалась настолько удобной, что даже более высокая цена аккумуляторной батареи не повлияла на его популярность. В этой статье мы рассмотрим устройство гелевого аккумулятора и расскажем, как его правильно использовать.
Устройство гелевого аккумулятора
По сути, гелевый аккумулятор – это та же самая свинцово-кислотная АКБ, его конструкция принципиально не отличается от стандартных аккумуляторов. Разница только в состоянии электролита.
В настоящий момент выпускают два типа гелевых аккумуляторов: GEL и AGM. В аккумуляторах типа GEL в электролит добавляют двуокись кремния, чтобы добиться желеобразного состояния. В аккумуляторах типа AGM кислотный электролит находится в специальном сепараторе из стекловолокна.
Гелеобразное состояние электролита дает гелевому аккумулятору ряд преимуществ:
- цикл заряда/разряда у него очень большой, и количество циклов в новых моделях доходит до 1000, что позволяет аккумулятору работать 10-12 лет;
- независимо от степени заряда гелевая АКБ может отдавать ток высокой величины, что незаменимо в зимних условиях;
- низкий ток саморазряда — заряженный полностью гелевый аккумулятор может храниться год и потерять только 15-20 % заряда;
- после глубокого разряда гелевой АКБ нет необходимости делать срочную зарядку аккумулятора – осыпания пластин электродов не произойдет.
Особенности зарядки аккумулятора
Если у вас гелевая АКБ, то зарядка аккумулятора возможна двумя способами:
1) при помощи специального зарядного устройства, которое автоматически поддерживает входное напряжение в 14 вольт и не дает батарее перезарядиться;
2) при помощи зарядного устройства для обычного аккумулятора и нескольких правил:
- возможна быстрая зарядка гелевой АКБ значительной силой тока, но это не рекомендуется производителями
- лучшим вариантом является зарядка на протяжении суток силой тока, составляющей примерно 10 % от емкости АКБ
- зарядку следует производить до 100%-го уровня, иначе в дальнейшем гелевой батарее будет трудно взять полный заряд.
Эксплуатация и обслуживание аккумулятора
Купив гелевый аккумулятор, вы забудете, что такое обслуживание аккумулятора, но несколько правил хранения и эксплуатации позволят вам продлить срок службы вашего аккумулятора.
Гелевая АКБ спокойно хранится год без подзарядки, но для этого помещение должно быть сухим, а температура — находиться в пределах от -35 оС до +60 оС. Устанавливать аккумулятор рядом с источником тепла крайне нежелательно. То же самое относится и к источникам разряда в виде искр, потому что гелевая АКБ может давать легковоспламеняющиеся газы.
Обслуживание аккумулятора во многом сводится к поддержанию его в чистом виде – для этого достаточно чистой воды и кусочка ткани. Использование химикатов или растворителей при очистке гелевых аккумуляторов запрещено.
Любая гелевая АКБ прослужит дольше, если среднее значение тока пульсаций, протекающего через аккумулятор, не будет превышать 0,1 СА.
В одной АКБ крайне нежелательно использовать разные аккумуляторы (разного производства, с разной историей и сроком эксплуатации), потому что это может вывести из строя саму АКБ и повредить связанное с ней оборудование.
При работе с аккумулятором следует соблюдать осторожность: контакт с токопроводящими частями может вызвать удар током, поэтому прикасаться к ним стоит только в резиновых перчатках. Нельзя разбирать аккумулятор – электролит может попасть на кожу и вызвать химический ожог.
АЦ «Медведь» — широкий выбор гелевых аккумуляторов.
Тел. 8 (383) 280-41-90,
8 (383) 319-10-40
Источник: https://novosibirsk.medved-akkum.ru/poleznie_soveti/25.html
Гелевые аккумуляторы для легкого автомобиля
Чтобы повысить безопасность использования машин, разработан и активно применяется гелевый аккумулятор для легкого автомобиля. Принцип работы этого источника питания аналогичен кислотным аккумуляторным батареям, отличие состоит только в электролите. Если у кислотной АКБ он жидкий, то гелевый аккумулятор для автомобиля заправлен электролитом в желеобразном состоянии. Это исключает его утечку в случае переворачивания батареи или случайного повреждения ее корпуса.
Конструкция GEL-аккумуляторов
Гелевые аккумуляторы для легковых автомобилей являются необслуживаемыми, поэтому у них герметичный корпус. Внутри корпуса есть шесть отдельных отсеков, внутри которых, параллельно друг другу, расположены положительные и отрицательные пластины.
Их производят из свинца высокой очистки. Между пластинами, играя роль сепаратора, находится электролит в гелеобразном состоянии, что исключает осыпание пластин в процессе эксплуатации АКБ.
Это решение также способствует и полному разряду батарей, что для них весьма опасно и чревато уменьшением срока эксплуатации.
Особенности эксплуатации гелевых АКБ
Те, кто еще не установил на свою машину новый тип АКБ, интересуются вопросом можно ли ставить гелевый аккумулятор на легковой автомобиль и как правильно его эксплуатировать. Тут важно выделить несколько моментов:
- Гелеобразный электролит также может закипать, выделяя газы, которые приводят к вздутию и повреждению корпуса АКБ. Чтобы это не произошло, нужно следить за состоянием генератора (чтобы он не подавал слишком высокий ток на батарею) и за работоспособностью клапана сброса давления;
- Батареи чувствительны к режимам зарядки, увеличенная сила тока зарядки или напряжение могут вывести его из строя. Поэтому для гелевого аккумулятора автомобиля нужно купить специальное зарядное устройство;
- GEL-аккумуляторы чувствительны к коротким замыканиям электроцепи. Даже несущественный перепад напряжения может вывести их из строя.
Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов
Гелевый АКБ – это высоконадежный и безопасный источник питания, к преимуществам которого относятся:
- не нужно проводить обслуживание;
- гелеобразный электролит не вытекает при случайном появлении трещины корпуса;
- длительный срок службы – до 10 лет;
- дольше держит заряд и медленнее разряжается;
- выдерживает большее число циклов заряда/разряда, нежели кислотные АКБ (до 400 разрядов);
- защищен от вероятности глубокого разряда;
- отсутствует процесс опадения активной массы с пластин.
К недостаткам этих акб относится:
- чувствительность к короткому замыканию;
- при отрицательных температурах ухудшаются свойства электролита;
- высокая цена гелевых АКБ 12 вольт для автомобиля.
Как правильно заряжать гелевый аккумулятор?
Гелевые АКБ чувствительны к параметрам загрузочного тока и напряжения. Учитывая этот фактор, для их подзарядки нужны спецустройства, позволяющие задавать и регулировать нужные значения напряжения и тока (зарядное устройство для кислотных АКБ для них не подойдет).
Для подзарядки АКБ с гелеобразным электролитом потребуется сила тока, которая отвечает 10% емкости аккумулятора. В техническом паспорте каждой батареи есть предельно допускаемый ток зарядки.
Значение напряжения зарядки не должно быть более 14,5 В. В противном случае гель начнет разогреваться, будет ставать жидким, закипит и утратит свои свойства. Полная зарядка аккумулятора длится около 10-12 часов.
Если вам нужен гелевый аккумулятор, купить его можно в сети интернет-магазинов «Ампер Online». У нас большой выбор АКБ разной емкости, которые выпускаются известными производителями автомобильных аккумуляторов. Выбрать и заказать батарею можно через наш сайт, забрать ее можно в любом из магазинов, которые есть в Самаре, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевске.
Источник: https://amper.online/news/gelevye-akkumulyatory-dlya-avtomobilya/
Гелевый аккумулятор: плюсы и минусы, отличия от кислотного
В последнее время автолюбители часто задаются вопросом, чем хороши гелевые аккумуляторы и насколько будет оправданным именно такое приобретение для автомобиля.
Благодаря активным рекламным кампаниям со стороны производителей этой разовидности АКБ, многие считают их самыми лучшими и желают купить, невзирая на их довольно высокую стоимость. Также начинающие водители интересуются тем, какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный.
Поэтому лучше всего будет подробно рассказать о характеристиках гелевых аккумуляторов именно в их сравнении со свинцово-кислотными АКБ.
Вспоминаем кислотные аккумуляторы
Для начала не помешает вкратце вспомнить о том, как устроена свинцово-кислотная батарея. Внутри нее находится пакет пластин, имеющих минусовой и плюсовой полюса, а между пластинами — пластиковая проложка, не дающая им замыкаться друг с другом. Итого — 6 стандартных «банок» и 6 пакетов пластин, залитые жидким электролитом.
Электролит имеет следующий состав: 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Именно электролит, взаимодействуя со свинцовыми пластинами, позволяет накапливать заряд. Вода поглощается, плотность кислоты растет.. Таким образом происходит накопление заряда внутри кислотных АКБ с выходным напряжением 12 вольт.
Когда происходит разряд такой батареи, серная кислота оседает на свинцовых пластинах, и в аккумуляторе становится больше воды. Если она относится к категории обслуживаемых, в нее можно залить свежий электролит для восстановления рабочих характеристик.
Плюсы и минусы кислотной аккумуляторной батареи
Плюсы:
- Умеренная цена, до 5000 рублей.
- Срок службы 5-6 лет (при условии хороших показателей емкости).
- Среди свинцово-кислотных АКБ есть более усовершенствованные, необслуживаемые варианты, где пробок сверху нет, а электролит «запечатан» внутри. Он испаряется, так как внутри есть вода, но выйти из банки не может, конденсируясь вниз.
- Устойчивы к средним перезарядам. Его можно заряжать от 14,4 до 16 В, и он выдержит, несмотря на высокую нагрузку. Главное — не давать ему высокий ампераж при таком напряжении.
Минусов у них, все-таки, больше:
- Если батареи обслуживаемые, нужно постоянно следить за тем, какой уровень и плотность имеет электролит. Без постоянного контроля «кислотник» быстро выйдет из строя, и восстановление аккумулятора станет невозможным.
- Может замерзнуть в холодных условиях. Например, если разряжен в ноль, и ударили морозы 20-30°С.
- При перезарядке он может взорваться. Если электролит сильно кипит, достаточно только одной искры для того, чтобы произошел взрыв с выделением летучего водородного газа.
- Пластины могут осыпаться, и емкость сразу падает. В этом случае «реанимировать» батарею также будет невозможно.
- Не допускается переворачивать АКБ вверх ногами и набок ( пластины оголятся и перегреются, а электролит может вытечь). Хранить и эксплуатировать — только в вертикальном положении.
- Нельзя использовать в салоне автомашины из-за того, что выделяется сероводородный газ, ядовитый и опасный для здоровья.
Гелевые аккумуляторные батареи с выходным напряжением 12 В имеют бесспорные преимущества перед свинцово-кислотными. Особенно в плане безопасности. Рассмотрим вначале их главные особенности и химическую структуру.
Как устроен гелевый аккумулятор
Устройство гелевого аккумулятора значительно отличается от устройства его кислотного предшественника. Главное отличие — вместо жидкости внутри находится плотная структура в виде геля. Такая структура обеспечивается тем, что в электролит добавляется оксид кремния.
Гель выполняет и роль сепаратора (разделителя) между пластинами во избежание короткого замыкания между ними. Он плотно «держит» электролит и пластины, как бы запечатывая их внутри себя. Все это выглядит для покупателя очень заманчиво. Но перед тем, как приобретать гелевый аккумулятор для авто, плюсы и минусы такого варианта также не помешает рассмотреть более подробно.
Достоинства и недостатки гелевых батарей
Плюсы:
- Гелевые АКБ заряжаются быстрее кислотных, потому что их пластины сделаны из очищенного свинца, имеющего низкое сопротивление.
- На вопрос о том, как обслуживать гелевый аккумулятор, можно смело ответить, что никакого дополнительного обслуживания он не требует, потому что относится к категории необслуживаемых.
- Заряд и разряд у него будет выше, а следовательно, будут сильнее и пусковые токи, до 1000 А. У «кислотника» их максимальный уровень составляет 300-400А.
- Отсутствие жидкого электролита и опасных для жизни и здоровья испарений — огромное преимущество: гелевые АКБ можно класть набок и даже переворачивать «вверх ногами».
- Гелевый аккумулятор устойчив к глубоким разрядам вследствие запечатанных пластин — пластины, находящиеся в глубоко запечатанном состоянии, не осыпаются.
- Можно держать его в режиме ожидания год или даже два года. Жидкости внутри нет, поэтому никаких «сверх-химических» реакций не происходит. Рекомендуется подзаряжать его раз в год при отсутствии эксплуатации.
- Такая АКБ долговечнее свинцово-кислотной, может служить от 8 до 15 лет.
Однако, несмотря на все преимущества, минусы у таких аккумуляторов тоже есть:
- Высокая стоимость. Гелевые АКБ емкостью 60 Ач стоят от 20 000 рублей за одну штуку. Это в четыре раза дороже, чем любой «кислотник».
- Они боятся высокого напряжения. Им необходимо заряжаться токами не больше 14,4-15 вольт. Если заряжать током 15,3 В, то очень быстро начнется процесс разрушения аккумулятора. Гель при напряжении выше 15 вольт начинает таять и становится жидким, а в прежнее состояние его вернуть невозможно.
- При температурах ниже -50°С гель превращается в кристалл, замерзает, становится ломким и не держит электролит внутри. Емкость падает, и «оживить» батарею невозможно.
- Если планируется установка в автомобиль гелевой АКБ, необходимо будет приобрести две дополнительные защитные клеммы с реле-регулятором — для того, чтобы эта система «страховала» батарею от опасных для нее уровней напряжения. Если докупать две клеммы, стоить они будут около 3000 рублей.
Последний пункт из разряда «минусов» нуждается в дополнительном разъяснении. Будет полезно узнать и учесть определенные особенности устройства отечественных автомобилей. Точнее, слабость конструкции их реле-регуляторов, которые могут выйти из строя в любое время.
Если это произойдет, и системы контроля напряжения не будет, гелевая АКБ безвозвратно потеряет свою пригодность к работе.
Для этого и нужны защитные клеммы с дополнительным реле-регулятором, который возьмет на себя функции «местного» реле в случае, если его исправность будет нарушена.
«Кислотник» или «гель»?
Ответ на данный вопрос кроется, большей частью, в финансовых возможностях и личных предпочтениях покупателя. Взвесив свои финансы, можно понять, что будет являться наиболее предпочтительным. С одной стороны, не стоит бояться обслуживаемых вариантов аккумуляторов. Современные кислотные батареи бывают и частично обслуживаемыми: просто заправьте их раз в год дополнительной порцией электролита, либо дистиллированной воды.
Однако для того, чтобы определить плотность жидкости внутри АКБ, нужен определенный опыт, знания и навыки. К тому же, необходимость даже такого контроля на современном этапе приемлют не все водители.
Если потребителя не смущает высокая стоимость гелевой батареи, можно приобрести ее и спокойно ездить. Но важно не забыть о дополнительном реле-регуляторе, без которого такой аккумулятор устанавливать нельзя. Особенно, если речь идет об автомобилях отечественного производства.
Нагрузочной вилкой
Итак, если решение о приобретении гелевой АКБ принято окончательно, следует знать о том, как проверить гелевый аккумулятор непосредственно перед его приобретением в магазине. Речь идет об обязательной проверке с помощью нагрузочной вилки, которую должен уметь проводить любой продавец. Не стоит покупать АКБ без надлежащей проверки ее работоспособности.
При проверке аккумулятора нагрузочной вилкой она «забирает» у него часть тока.
Во время процесса такого тестирования важно помнить о том, что в течение 30 секунд по евростандарту (либо 10-15 секунд по российскому ГОСТ) напряжение в батарее не должно упасть ниже 9 вольт.
После этого оно должно быстро восстановиться до исходного уровня 12,6-12,7 В. Если тестирование пройдено успешно, напряжение во время подключения вилки не падает ниже, а после — быстро восстанавливается.
В случае, если U «проседает» до 8 В и ниже, а потом восстановления не происходит, такую батарею покупать не рекомендуется. Это означает то, что она, скорее всего, долго пролежала на складе без использования, и уровень ее емкости значительно упал.
Цифровым вольтметром
В процессе эксплуатации гелевой батареи важно проведение самостоятельной диагностики уровня ее напряжения — для того, чтобы не пропустить того момента, когда она будет нуждаться в том, чтобы зарядиться:
- откройте съемную крышку батареи;
- осторожно проведите отсоединение вначале минусового, а затем плюсового ее полюсов;
- подведите цифровой тестер (вольтметр) к аккумулятору, соблюдая полярность;
- включите тестер и внимательно смотрите на табло;
- ориентируйтесь на следующие показания — если напряжение составляет от 12,8 до 12,9 вольт, батарея в норме; если U 12,6 В — это значит, что заряд батареи составляет 70-75%, что не является критичным; в случае, если напряжение 12,3 В и ниже — батарея разряжена на 50%, и ей скоро потребуется зарядка.
Зарядка гелевого аккумулятора
Для того, чтобы гелевая АКБ заряжалась правильно и безопасно, лучше не применять никаких домашних методик и не экономить на хорошем и надежном зарядном устройстве. Как уже говорилось, такие батареи очень требовательны по отношению к току заряда.
Рекомендуемый ток заряда составляет 10% от номинальной емкости батареи. Чтобы обеспечивать именно такое условие на протяжении всего цикла заряда, необходимо приобрести блок питания или зарядное устройство с регулируемыми показателями напряжения и тока.
Скачки этих параметров при зарядке недопустимы.
Чтобы зарядить гелевый аккумулятор, нужно:
- включить зарядное устройство в сеть;
- выставить параметры напряжения, указанные на корпусе АКБ (в среднем, 14 В с небольшим);
- обязательно убавить ток « в ноль»;
- подключить батарею к зарядному устройству, соблюдая полярность — «минус» к «минусу», а «плюс» к «плюсу»;
- постепенно увеличивать ток (он должен быть не больше 10% от емкости АКБ);
- важно: по мере приближения зарядки к ее окончанию, напряжение будет расти, а ток падать — это значит, что батарея заряжается правильно;
- в конце зарядки показатель тока может составлять мизерные 100 мА.
О том, как восстановить гелевый аккумулятор, читайте здесь →
Если ваши финансовые возможности позволяют приобрести гелевый аккумулятор, при соблюдении определенных правил его экплуатации он оправдает свою стоимость и даже приобретение дополнительного реле. Важно знать специфику батарей такого типа и не относиться к ним слишком беспечно, несмотря на «необслуживаемость», наличие которой не отменяет бережного и внимательного отношения к АКБ любого типа.
Было полезно? — Сохраните информацию в социальных сетях:
Источник: https://batteryk.com/gelevyj-akkumulyator
Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера – сколько стоит
Бешенный ритм жизни заставляет человека передвигаться быстрее не только в мегаполисах, но и в небольших поселках. Колесную технику каждый выбирает по душе, физическим и финансовым возможностям. В большинстве своем этой техникой является скутер.
{ ArticleToC: enabled=yes }
Чтобы при запуске и управлении всегда испытывать комфорт, на транспортное средство рекомендуется установить гелевый аккумулятор. Здесь и возникает вопрос о том, как зарядить гелевый аккумулятор для скутера.
Преимущества скутеров
Они отличаются от более крупных собратьев — мотоциклов с мопедами рядом положительных качеств. Еще больше у них преимуществ перед велосипедами — младшими братьями.
Пересев на скутер с велосипеда, водителю не составит труда удерживать равновесие, поскольку вес последнего редко превышает 60 кг.
Скутеры подразделяются на:
- городские, рассчитанные на непродолжительные поездки по ровной асфальтированной поверхности;
- ретро, сделанные в стиле пятидесятых годов;
- круизеры, назначением которых являются комфортные долгие покатушки.
Поскольку у скутеров нет в передней части бензобака, посадка на нем более удобная. Также к достоинствам этих устройств относят наличие автоматической трансмиссии и электрозапуск двигателя, отсутствие необходимости получать водительские удостоверения, низкую цену.
Преимущества, как видно, достаточно весомые. Чтобы, став обладателем скутера, продолжать оставаться его хозяином, нужна сигнализация, способная отпугивать злоумышленников.
На моторынке она имеется в большом ассортименте, поэтому любой найдет для себя вариант, соответствующий вкусовым предпочтениям и финансовым возможностям.
Плюсы гелевых аккумуляторов
Свинцово – кислотные аккумуляторы на скутер проигрывают по многим характеристикам гелевым, для электролита которых характерна густая консистенция.
Чтобы создать гелевую основу, в электролит добавляют присадки в виде кремния, которые превращают его в гель.
При управлении скутером, нужно учитывать, что наклон его все время изменяется. Учитывать нужно, а переживать нет, поскольку заполнено гелем внутреннее пространство достаточно хорошо, поэтому исключает прерывание подачи тока и снижает износ, происходящий во время сильного разряда.
Такой гелевый аккумулятор допускается размещать под большим углом наклона, но запрещено переворачивать «вверх ногами».
Помимо этого:
- ему не страшна вибрация;
- он в цепи способен поддерживать высокий ток, и работать, не снижая
- эффективности при низком заряде;
- его период эксплуатации также намного больше, в сравнении с обычными батареями свинцово – кислотными;
- использовать гелевую батарею можно сразу после покупки, поскольку относится она к необслуживаемой;
- содержимое не вытекает при повреждении корпуса;
- считается самой безопасным среди аналогов;
- низкие температуры переносит хорошо.
К этому осталось добавить, что на рынке сегодня их выбор достаточно высокий. Поскольку гелевая технология изготовления нова, у многих владельцев скутера и мотоциклов возникает вопрос о том, можно ли гелевые устройства заряжать и сколько стоит аккумулятор на скутер?
Ответ на первый вопрос положительный – не просто можно, а нужно. Если во время эксплуатации соблюдать все правила, он спокойно выдерживает 1000 циклов заряд/разряд.
Принцип их работы также сильно разнится от более привычных свинцово-кислотных, соответственно и процедура зарядки у них иная.
Что нужно знать об обслуживании и зарядке?
Для того, чтобы продлить гелевой батарее службу, нужно запомнить два правила:
- не допускать полного разряда батареи;
- заряжать ее, пока она еще «жив».
В противном случае, владелец рискует уменьшить ее емкость. А ведь такие батареи даже при зарядке в 20-30% выдают огромный КПД, что позволяет всегда успеть добраться до места, где его можно подзарядить.
Поэтому, чтобы преждевременно он не вышел из строя, уровень зарядки нужно постоянно отслеживать. Для этого имеется специальный прибор – мультиметр. Мультиметр может измерять напряжение в разных устройствах. Его с помощью щупов подсоединяют к батарее, переводят в положение, соответствующее постоянному току на 20 вольт. При этом скутер не работает.
Если ваш выбор остановлен на гелиевом аккумуляторе, не забудьте сразу купить и этот прибор.
Зарядка гелевого аккумулятора осуществляется исключительно специальным 12-вольтовым зарядным устройством. Автомобильная зарядка для этого не годится. Более того, она приведет к полной потере работоспособности батареи.
Самое важное в процессе зарядки – следить за напряжением, подаваемым на аккумулятор, которое не может превышать порогового значения в 14,2 – 14,4 вольта. При нарушении этого важного правила, электролит превращается в газ и легко испаряется, а пополнить его нет возможности.
Для зарядки подойдет любое помещение, обеспечивающее для устройства бесперебойное питание. Проводить процедуру нужно в сезон хотя бы раз.
Купить гелевую батарею не представляет труда, поскольку популярность данной технологии неуклонно растет.
Как рассчитать ток зарядки
Сделать это несложно: при номинальной мощности в 7Ам, напряжение максимальное составит 0,7 Ам.
Время, необходимое для зарядки аккумулятора
В домашних условиях, чтобы зарядить аккумулятор полностью, нужно не менее 12 часов.
К большому сожалению, применение для зарядки специальных устройств распространено не повсеместно. Как заряжать такую батарею правильно знают далеко не во всех сервисных центрах. Поэтому тем, кто зарядку своими руками не производит, а обращается к специалистам сервисных центров, необходимо проконтролировать, правильное зарядное устройство используется.
Можно ли продлить срок эксплуатации гелевого аккумулятора?
Можно, если зарядное напряжение на выходе снизить до отметки 0,3 вольта. Потерей объема, в этом случае, не произойдет, но время, необходимое для полной зарядки возрастет и составит 24 часа. В процессе зарядки напряжение не должно превышать 15 вольт, чтобы не допустить вспучивания батареи изнутри.
Для реанимации АКБ и восстановления после полной разрядки, можно также пользоваться описанным методом.
Но, напомним, что ее избегать нужно всеми силами.
AGM и Гелевый аккумулятор. Зарядка гелевого и AGM аккумулятора
Источник: https://motocarrello.ru/jelektrotehnologii/1494-zarjadka-gelevyh-akkumuljatorov-dlja-skuterov.html
Гелевые аккумуляторы технические характеристики
Гелевые автомобильные аккумуляторные батареи – это очень перспективное направление, в котором развиваются нынешние источники питания. Высокие выходные токи, большая емкость самой батареи, потрясающие электрохимические и физические параметры – все это относится к гелевым батареям.
Гелевая аккумуляторная батарея, сделанная по технологии гелевых электролитов Gelled Electrolyte (GEL). |
В этой статье попытаемся разобраться, что же все-таки являет собой гелевая батарея и какими параметрами она обладает.
Гелевые аккумуляторы технические характеристики которых поражают, это в общем-то, такие же свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, но с рядом мелких оговорок, которые влекут за собой огромнейшие выгоды. В ней также есть пластины, электролит и так далее.
Но основное отличие в том, что электролит, как можно догадаться, не в жидком виде, а в гелевой консистенции. Из этого обстоятельства вытекают другие.
Интересно, что гелевого состояния электролита добиваются различными технологиями.
Типы гелевых аккумуляторов
Во-первых, это Гелевые электролиты Gelled Electrolyte (GEL), технология, при которой гелевого состояния добиваются путем добавления в электролит соединений кремния. Во-вторых, есть Электролиты на стеклянной подложке Absorbent Glass Mat (AGM), самая популярная на сегодня технология изготовления – электролит заполняется наполнителем, состоящим из пористого стекловолокна (получается, что гелевая консистенция добивается чисто физически, а не химическим способом).
Вообще впервые подобные технологии появились уже давно, но стали применяться лишь с началом освоения космоса. Гелевые аккумуляторы характеристики которых явно превосходят таковые у традиционных аккумуляторных батарей, стали незаменимы при полетах. Основное неудобство обычных свинцово-кислотных батарей в таких ситуациях это их жидкий электролит. Он может вытечь, он болтыхается, жидкий электролит в процессе работы меняется свою плотность.
Напротив, гелевые аккумуляторы характеристики имеют совсем другие.
Достоинства гелевых аккумуляторов
Гелевая батарея может работать в любом положении, её можно переворачивать – гель не будет растекаться по банке. Гелевая батарея не станет течь, если её пробить – а такую возможность всегда нужно учитывать. А также такие батареи имеют выше ток и емкость.
В обычных аккумуляторных батареях свинец и серная кислота активно взаимодействуют. В процессе работы кислота уходит, а выделяется вода.
Гелевая аккумуляторная батарея, сделанная по технологии электролитов на стеклянной подложке Absorbent Glass Mat (AGM). |
Батареи на основе жидкого электролита страдают обильным выделением газа, что также ограничивает их применение. В гелевом же электролите газ не выходит на поверхность, он концентрируется в порах геля и никуда не движется, не создает опасности.
AGM-аккумуляторы, это, строго говоря, больше жидкостные аккумуляторы, и лишь применение тончайшего стекловолокна физически придает необходимую консистенцию. Электролит в таких аккумуляторах содержится в специальных сепараторах, которые надежно отделяют пластины друг от друга. Корпус такой батареи полностью герметичен, не требует обслуживания. Такую батарею можно ставить в любое положение, не опасаясь за её работу.
Даже при сквозном пробое, разломе батареи электролит из нее не вытечет.
В то же время гелевые Absorptive Glass Mat батареи не восприимчивы к изменениям температуры окружающей среды. Также, что очень важно, такие батареи не боятся глубоких разрядов, имеют в разы большее количество циклов заряд-разряд. Вообще гелевые аккумуляторы при правильной эксплуатации вполне могут служить более 10 лет! Они не боятся вибраций, не боятся холода, кажется, что они просто идеальны. Однако есть и нюансы.
AGM-аккумуляторы боятся перезаряда. Это их слабое место. При перезаряде их срок службы стремительно сокращается. Это обстоятельство выдвигает повышенные требования к бортовой электронике автомобиля, на котором будет служить гелевая батарея.
Генератор должен быть исправен, ремень всегда должен быть натянут. Именно из-за чувствительности к перезаряду долгое время такие аккумуляторы не применялись в автомобилях.
Однако прогресс не стоит на месте, и серьезно выросла как надежность самих батарей, так и качество бортовой электроники автомобиля.
А вот глубокого разряда такие батареи не боятся вообще. Напряжение в 10 В для них можно считать нормальным, ничего плохого при этом не происходит. Это обусловлено тем, что электролит не испаряется, а пластины не высыхают и не окисляются.
При таком низком напряжении гелевая батарея гарантировано выдержит около полутысячи циклов заряд-разряд, тогда как свинцовая традиционная батарея откажет после нескольких десятков таких циклов в режиме глубокого разряда.
По этому параметру гелевые батареи не имеют себе равных.
Гелевые аккумуляторы технические характеристики которых разительно лучше аналогов, к тому же имеют компактные габариты – за счет плотной компоновки. Производятся батареи как с плоскими пластинами, так и со спиральными. Если с первым вариантов все понятно, то второй вызывает интерес. Спиральная компоновка стала применяться не так давно. В таков варианте пластина изготовляется в форме спирали, а между стенками спирали помещается сепаратор – стекловолокно, пропитанное электролитом.
Спиральные пластины феноменально повышают площадь взаимодействия. Токи в таких аккумуляторах чрезвычайно высоки. В некоторых батареях Varta, например, выходной ток составляет около 700 А. У других производителей этот показатель доходит до 800 А и выше! А вот сопротивление таких батарей чрезвычайно мало – меньше 5 мОм. По отдаче тока такие батареи ближе скорее к конденсаторам, чем к привычным АКБ.
Все эти качества делают гелевую батарею незаменимой для раллийных автомобилей, для суровых условий эксплуатации, где требуется надежность и высокие токи. Также такая батарея будет настоящей находкой при построении мощной аудиосистемы.
Такие батареи не выделяют газа, они компактны – их можно размещать ближе к усилителю, прямо в салоне. Тем самым Вы отстранитесь от потерь в кабелях, и упрощаете общую компоновку системы.
На данный момент на практике у гелевых АКБ серьезный недостаток лишь один – высокая цена.
Читайте так-же, другие обзоры
Источник: http://autogrep.ru/review/218.html
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов – Основные средства
Зимний сезон в России – суровое испытание для коммерческих автомобилей и дорожно-строительной техники. Одна из основных трудностей – пуск холодного двигателя. Любой эксплуатационщик знает, что для надежного пуска двигателя нужен мощный и емкий аккумулятор.
По назначению различают два вида аккумуляторных батарей (АКБ): стартерные, которые используются для пуска двигателя, и тяговые (многократного цикла глубокого заряда-разряда, англоязычное наименование deep cycle), которые применяются как самостоятельный источник энергии в электрокарах, железнодорожных поездах, самолетах, на судах, в шахтах, электростанциях и т. д.
По конструкции различают кислотные и щелочные АКБ. Свинцово-кислотные батареи более широко распространены. Хорошо известны как их достоинства, так и недостатки. Щелочные батареи также давно применяются и неплохо знакомы потребителю.
К аккумуляторам нового поколения относятся так называемые свинцово-кислотные VRLA аккумуляторы (Valve Regulated Lead Acid, свинцово-кислотные с предохранительными клапанами) двух типов: гелевые и AGM-батареи. Они имеют герметизированный корпус с предохранительными клапанами для выпуска избыточного газа и являются необслуживаемыми.
Основной задачей при создании необслуживаемой аккумуляторной батареи является снижение объема газов, выделяющихся на конечной стадии заряда. Одним из способов, которым это достигается, является сокращение объема электролита в батарее.
Технология свинцово-кислотных аккумуляторов AGM (англ. absorbent glass mat, абсорбирующая прокладка из стекловолокна) известна специалистам уже около 40 лет – они были разработаны в начале 1970-х годов, а производить их начали в США в 1985-м первоначально для военной авиации, в качестве автономных источников энергии для телекоммуникационных систем и сигнализации – аварийной и транспортной.
Сначала были созданы АКБ небольших типоразмеров – от 1 до 30 А.ч. А недавно аккумуляторы AGM стали применяться на коммерческих автомобилях и спецтехнике, и интерес к ним постоянно растет.
В отличие от обычной АКБ внутри AGM нет свободного жидкого электролита. Между положительными и отрицательными пластинами расположены изолирующие прокладки из ультратонкого стекловолокна и бумажных волокон, обладающие большой пористостью. Весь электролит содержится в пористой прокладке (сепараторе) и в активном материале пластин.
При этом количество электролита дозируется таким образом, чтобы мелкие поры оказались заполнены, а крупные остались свободными для циркуляции выделяющихся в результате химических процессов газов. В конструкцию входит система рекомбинации выделяющихся газов: образующиеся при работе аккумулятора водород и кислород не успевают покинуть аккумулятор до того, как снова превратятся в воду.
Сепараторы и пластины плотно прижаты друг к другу.
Преимущества AGM
Аккумуляторы AGM лучше справляются с повышенными нагрузками. Основная проблема при использовании обычных АКБ – сокращение срока их службы вследствие высоких электрических нагрузок, потому что в современных машинах гораздо больше потребителей электрической энергии, чем раньше (бортовой компьютер, предпусковой подогреватель и т. д.
), из-за этого к аккумуляторной батарее предъявляются дополнительные требования. К тому же AGM могут разряжаться, не повреждаясь, до 40% и до 30% – без серьезного сокращения срока службы. Для сравнения: аккумуляторы традиционной конструкции будут серьезно повреждены при многократных разрядах ниже 50% – их емкость упадет до 1520% от первоначальной величины.
Поскольку пластины и прокладки в аккумуляторах AGM гораздо плотнее прижаты друг к другу, а корпуса герметизированы, эти аккумуляторы более устойчивы к воздействию вибрации и ударных нагрузок, от которых страдают на отечественных дорогах и бездорожье АКБ магистральных грузовиков и дорожно-строительных машин.
Благодаря всем перечисленным выше качествам срок службы батарей AGM гораздо больше, чем обычных АКБ.
Аккумуляторы AGM менее чувствительны к колебаниям температуры и способны работать при более низких температурах – от –40 и до 0 °С, поскольку не содержат свободной воды, которая бы могла замерзнуть и расшириться, соответственно срок их службы при низких температурах гораздо больше, чем обычных аккумуляторов.
Батареи AGM совершенно не нуждаются в обслуживании, корпус батареи полностью герметичен, и открывать банки, проверять или доливать дистиллированную воду и тем более электролит не требуется в течение всего срока службы. Благодаря этому они быстрее окупаются, несмотря на высокую стоимость. Благодаря увеличенному сроку службы стоимость эксплуатации аккумуляторов AGM будет меньше, чем традиционных.
У батарей AGM внутреннее электрическое сопротивление гораздо меньше, чем у традиционных, и благодаря этому они способны отдавать более высокие токи за короткое время (что особенно важно при холодном пуске двигателя) и быстрее заряжаться (до 4 раз быстрее), выделение тепла при этих процессах значительно меньше, чем у обычных батарей (у AGM превращается в тепло 4%, а у обычных аккумуляторов 1520% энергии при заряде-разряде). Для зарядки такого аккумулятора требуется меньше энергии генератора (так как потери при зарядке меньше), следовательно, расход топлива двигателем будет меньше.
Аккумуляторы AGM не содержат свободного электролита и герметичны, поэтому утечка электролита из них в принципе исключена, они безопасны при переворачивании. AGM могут работать в любом положении, даже «лежа на боку». Батареи AGM можно использовать практически на любой машине.
Процесс саморазряда у AGM идет значительно медленнее (13% в месяц), чем у традиционных батарей, т. е. их можно хранить целый год, и потом даже не потребуется подзаряжать. Вообще батареи AGM могут храниться более долгое время, чем обычные аккумуляторы.
Уже освоено серийное производство аккумуляторов AGM, а это значит, что стоимость их значительно снижается. Тем не менее преимущества батарей AGM не обеспечивают им всеобщего признания.
Что сдерживает распространение AGM
Ежегодно в мире производят 110 млн. аккумуляторных батарей, но AGM составляют в этом объеме лишь незначительную часть. Во-первых, далеко не все производители АКБ занимаются изготовлением AGM, потому что эта технология сложнее традиционной. К тому же батареи AGM стоят дороже традиционных примерно в 2,02,5 раза, поскольку дороже технологии их производства и используемые материалы. AGM приблизительно на 30% больше и тяжелее, чем обычные аккумуляторы такой же емкости.
Батареи AGM более чувствительны к перезарядке. Зарядные устройства, которые сейчас используют в машинных парках для зарядки обычных аккумуляторов, непригодны для зарядки AGM и могут вывести их из строя за несколько часов. Для AGM требуются зарядные устройства, обеспечивающие нестабильность напряжения заряда не более ±1%. Специальные приборы для зарядки батарей AGM могут стоить более 30 тыс. руб.
каждый. Тестеры для проверки батарей также могут быть непригодны для AGM и потребуют замены или перенастройки. Видимо, потребуется заменять реле-регулятор генератора на машине на более точный прибор. Вероятно, и обслуживающий персонал придется специально обучать работе с AGM. В общем, процесс зарядки аккумуляторов AGM в любом случае потребует больше внимания по сравнению с традиционными аккумуляторами.
Не рекомендуется использовать батареи AGM при температурах выше 50 °С, так как их срок службы существенно сокращается при высоких температурах. Аккумуляторы AGM категорически нельзя применять вместе с обычными свинцово-кислотными батареями. Они могут работать только с такими же по сроку службы и емкости аккумуляторами AGM.
Если на обычные АКБ производители обычно дают гарантию 18 месяцев, то на AGM гарантия не более 24 месяцев, т. е. при увеличении цены вдвое гарантийный срок возрастает лишь на 25%.
В настоящее время много батарей AGM производится в Китае, они дешевле аккумуляторов американского и европейского производства, но об уровне их качества достоверных сведений в печати пока не публиковалось, возможно, он соответствует оригинальному, а возможно, и нет.
Гелевые аккумуляторы
«Все новое – это хорошо забытое старое». В этой поговорке немалая доля истины, в чем я в очередной раз убедился, ознакомившись с устройством гелевых АКБ. Когда-то в детстве из мальчишеского любопытства я разбил молотком батарейку от карманного фонарика и обнаружил внутри едкое желеобразное вещество, а позже я узнал, что это электролит.
Аккумуляторы AGM иногда путают с гелевыми батареями (англоязычное обозначение GEL), также относящимися к необслуживаемым.
Однако между ними существует принципиальная разница: в AGM электролит содержится в виде жидкости, абсорбированной прокладками, а в гелевых, как следует из их названия, электролит находится в состоянии геля. В качестве загустителя электролита применяют силикагель (SiO2), алюмогель и др.
Сегодня мы не будем подробно рассматривать электролитические «гелевые» элементы, потому что они практически не применяются на тяжелой технике и лишь иногда – на садовых косилках и других малых машинах.
Интересное исследование провели американские маркетологи (см. графики). Они сравнили удельные экономические показатели нескольких АКБ разного типа: традиционной конструкции, AGM и гелевой. Как видно из графиков, по выбранным исследователями параметрам у батарей AGM и гелевой показатели «средние» – не оптимальные, но и не самые худшие.
Итак, что же выбрать: сэкономить при покупке обычной батареи или потратиться на AGM?
AGM, конечно, не лучший выбор для любой сферы применения, но в определенных тяжелых условиях эксплуатации, где их преимущества будут приносить наибольшую выгоду, их можно и надо использовать.
Одна из самых больших ошибок, которую допускают владельцы машин при покупке АКБ, это то, что они выбирают ее по единственному критерию – цене. Следует проанализировать, какие нагрузки должна будет выдерживать батарея во время эксплуатации и какое техническое обслуживание для нее потребуется. Именно по этим параметрам аккумуляторы AGM могут значительно превосходить аккумуляторы традиционной конструкции и в случае использования принесут владельцу ощутимую выгоду.
Источник: https://os1.ru/article/4549-preimushchestva-i-nedostatki-agm-akkumulyatorov-akkumulyatornye-batarei-chto-novogo
Правила утилизации гелевого аккумулятора
Автомобильный аккумулятор является одной из основных деталей транспортного средства. Однако рано или поздно, как и любой прибор, он приходит в негодность. Отработавший свой положенный ресурс, АКБ нуждается в обязательной утилизации. Вторичная переработка автомобильных аккумуляторов является важным природоохранным мероприятием.
По истечению срока службы автовладельцы либо оставляют АКБ у себя дома, в гараже или на даче, либо выбрасывают старый элемент питания на свалку, а то и хуже – в ближайший кювет, что является в корне неправильным. Он содержит в своем составе опасные элементы, в том числе свинец и электролит. Попадая в почву, эти составляющие наносят природе непоправимый вред.
К тому же токсичные вещества из отработанного АКБ в дальнейшем могут попасть и в организм человека, создавая опасность для здоровья и жизни. Именно поэтому хранить неработающий источник питания или выбрасывать его на помойку категорически не рекомендуется. Его необходимо правильно утилизировать. Сделать это можно, сдав АКБ в специальный пункт приема на вторичную переработку.
Хранить прибор нет смысла Прием гелевых АКБ пользуется большой популярностью. Благодаря ему:
- снижаются затраты на получение свинца;
- улучшается экология;
- появляется возможность избавиться от ненужного хлама и заработать, так как за каждую сданную автомобильную батарею Вы получите денежное вознаграждение.
Аккумулятор – это источник питания, который способен вырабатывать и накапливать энергию за счет химических процессов. Он необходим для работы автомобиля и других транспортных средств. Существует множество разновидностей, одним из наиболее используемых является гелевый. Гелевый АКБ отличается от других видов тем, что в электролит добавлены химические элементы, которые обеспечивают ему состояние геля.
То есть данный электролит находится в желеобразном гелевом состоянии. Основная сфера применения таких АКБ – автомобили с развитой системой электрооборудования, с множеством дополнительных компонентов, которые требуют много тока за короткий промежуток времени. Также эти аккумуляторы широко применяются в системах электрооборудования лодок и яхт.
Как и другие аккумуляторы, гелевый имеет свои характеристики:
- Емкость – свойство батареи, указывающее на максимальное количество энергии, которую она способна удерживать. Емкость гелевых автомобильных аккумуляторов обычно составляет от 55 до 150 ампер-часов.
- Максимальный ток разряда – показатель, который характеризует какую максимальную силу тока способен обеспечить аккумулятор в течение 30 секунд. Пусковой ток у гелевых АКБ варьируется от 550 до 950 ампер.
о технических характеристиках гелевого аккумулятора Duracell
Типы гелевых АКБ
Гелевые АКБ делятся на два типа:
- GEL аккумуляторы. У этих АКБ желеобразное состояние электролита вызвано добавлением в него двуокиси кремния. Данные аккумуляторы обладают большим циклическим ресурсом. В некоторых случаях GEL аккумуляторы способны выдержать до 800 циклов заряда-разряда без потери энергоемкости.
- AGM аккумуляторы.
У этих батарей электролит находится в специальном сепараторе, который удерживает в себе электролит, чтобы он не мог растекаться. Этот аккумулятор полностью безопасен от паров, поскольку он удерживается в порах сепаратора и в дальнейшем снова используется в химических реакциях. Данные АКБ способны выдержать цикл заряда разряда свыше 400 раз.
Гелевый аккумулятор типа AGM
Преимущества и недостатки
Основными плюсами гелевых батарей являются:
- Заряжаются быстрее других моделей;
- Не требуют никакого дополнительного обслуживания;
- Неприхотливы в эксплуатации. Гелевые АКБ можно класть набок и даже переворачивать вверх дном. Электролит не будет протекать, даже если корпус получит серьезные повреждения, а сама батарея будет работать в любых положениях;
- Можно держать его в режиме ожидания год или даже два года;
- Срок службы может быть значительно выше, чем у его кислотно-свинцовых моделей.
Однако у таких аккумуляторов есть и минусы:
- Высокая стоимость на рынке;
- Непереносимость высокого напряжения. Если заряжать прибор током 15,3 В, то очень быстро начнется процесс разрушения аккумулятора.
Три способа сдать аккумулятор
Сегодня сдать старый аккумулятор можно несколько способами. Отработавшие приборы принимают в специализированных пунктах сбора АКБ, а также в обычном пункте приема металлолома. Следует отметить, что в приемке металлолома, батарею у Вас купят на вес, а вот в специальном пункте, где занимаются исключительно покупкой отработанных аккумуляторов, оплата осуществляется за емкость АКБ.
Еще одним вариантом разумно избавиться от старого аккумулятора является его утилизация в магазине автозапчастей. Многие автомагазины предлагают своим покупателям обменять использованную батарею на новую с небольшой доплатой. Так Вы не только решите вопрос с отслужившим прибором, но и купите новой по хорошей цене.
Большинство автомагазинов с радостью примут Вашу батарею Последний способ утилизировать аккумулятор – сдать его частникам. На данный момент в каждом городе существуют передвижные пункты, которые скупают старые нерабочие аккумуляторы у населения прямо на обочине и сдают их производителю.
Таким образом, можно быстро избавиться от ненужного хлама и заработать, однако, у таких частников цены на принимаемые аккумуляторы могут быть ниже, чем в пунктах приема.
Как выбрать пункт приема
Для того чтобы найти пункт приема, Вы можете воспользоваться поисковой системой нашего сайта:
Чтобы посмотреть пункты приема в вашем городе, нажмите кнопку «Выберите вторсырье и город», расположенную справа, и выберите свой город. Вы сможете ознакомиться с ценами, адресами телефонами, и на основе этого выбрать ту приемку, которая больше всего Вам подходит.
Сдаем АКБ в пункт приема
Как правило, для того чтобы сдать аккумулятор Вам не потребуются какие-либо документы, а сам процесс пройдет быстро и удобно:
- Выберите подходящий пункт сбора вторичных отходов;
- Привезите прибор;
- Позвольте сотрудникам приемки оценить его вес и другие параметры;
- Получите денежное вознаграждение.
Гелиевые батареи принимаются в любом состоянии: с целыми и поврежденными корпусами (сколы, трещины, пробои), с полной емкостью, утечкой электролита и т.д.
Правила безопасности
При взаимодействии со старым гелевым аккумулятором нужно быть крайне осторожным. Не пытайтесь его вскрыть, разобрать или достать какие-либо детали. Работники пункта приема сами сделают все необходимое, чтобы обезвредить АКБ Не пытайтесь воскресить отслуживший аккумулятор.
В Интернете есть большое количество роликов, посвященных тому, как с помощью каких-либо действий, можно заставить АКБ вернуться в рабочее состояние, однако, подобные манипуляции не бывают эффективными.
Кроме того, разбирать аккумулятор в домашних условиях очень опасно, ведь в нем присутствуют токсичные компоненты! Не слушайте советов по воскрешению аккумулятора в видео
Стоимость приема гелевых АКБ
Цена за сдаваемый АКБ зависит от нескольких факторов:
- Вес;
- Емкость;
- Состояние АКБ;
- Содержания свинца;
В среднем цена отработанных гелевых аккумуляторов составляет 72-74 рубля/кг.
Если Вы сдаете большой объем АКБ, размер вознаграждения может быть увеличен.
Сдавать АКБ не только полезно, но и выгодно для кошелька Если у Вас накопилось большое количество аккумуляторов и Вы не можете доставить их своими силами, пункты приема готовы предложить услуги по вывозу приборов своим транспортом.
Вторичная переработка гелевых АКБ
Утилизация отработавших гелевых аккумуляторов является обязательной мерой. Она производится на предприятиях, которые имеют специальное технологическое оборудование, перерабатывающее вредные вещества.
Вторичная переработка автомобильных аккумуляторов такого типа происходит поэтапно:
- Сбор устройств в пункте приема;
- Транспортировка отработанных аккумуляторов на перерабатывающее предприятие;
- Слив электролита;
- Демонтаж источника питания с разделением на пластик и свинец;
- Измельчение и переплавка;
- Производство новых изделий из переработанных материалов.
Перерабатывается как свинец, так и пластик В результате вторичной переработки электролит проходит специальную процедуру нейтрализации, после чего как безопасное вещество попадает в сточные воды. Полученный таким образом свинец переплавляется и используется в производстве новых аккумуляторов. Благодаря обезвреживанию опасных компонентов и использованию материалов повторно, вторичная переработка позволяет избежать негативного влияния на окружающую среду.
Источник: https://pointmetal.ru/43-pravila-utilizacii-gelevogo-akkumuljatora.html
Гелевый аккумулятор: устройство, работа, стоит ли брать
С тех пор, как на полках автомобильных магазинов по всей стране начали появляться гелевые аккумуляторы (или GEL), прошло уже несколько лет, однако многие автомобилисты, по-прежнему, обходят их стороной. Возможно, причиной тому непринятие всего нового, однако, скорее винить стоит незнание особенностей этого типа бортовых батарей.
Лишнее тому подтверждение – непрерывно растущая в интернет-сообществе волна вопросов о том, насколько хороши гелевые АКБ и стоят ли они своих денег в сравнении с другими автомобильными аккумуляторами. Для того чтобы определиться, насколько такая трата денег будет оправданной, попробуем разобраться в особенностях технологии.
Что представляет собой обычный свинцово-кислотный аккумулятор? Не вдаваясь в физико-химические дебри, это помещенные в электролит свинцовые пластины, замкнутые в герметичном корпусе. Говоря начистоту, каждый из обозначенных элементов АКБ является одновременно и его слабым местом.
Свинцовые пластины со временем осыпаются, а электролит выкипает или вытекает при образовании малейшей трещины в корпусе. Именно поэтому аккумулятор для многих автолюбителей давно стал расходным материалом.
Устройство и особенности гелевых АКБ
Теперь перейдем к аккумулятору гелевому. Естественно, принцип работы его практически ничем не отличается от «классического». Это все так же пластины, помещенные в электролит, вот только совершенно другие по составу и свойствам. Главное отличие – это совершенно иной состав электролита: здесь он не жидкий, а гелеобразный. Благодаря доведению раствора до такой консистенции производители решили сразу три серьезных проблемы обычных АКБ.
Во-первых, теперь можно не бояться протекания кислоты, поскольку гель не обладает достаточной текучестью для того, чтобы вытечь даже через трещину в корпусе.
Во-вторых, теперь аккумулятор можно устанавливать хоть на бок, хоть на ребро, другими словами – кому как удобнее. Ограничение тут всего одно – его нельзя переворачивать вверх дном (правда, в рекламе многие производители об этом умалчивают).
В-третьих, в связи с тем, что электролит стал гуще, пластины перестали активно осыпаться – гелеобразное вещество стало для них своего рода цементом, защищающим от разрушения.
Не менее серьезные изменения произошли и в составе самих пластин – вместо сплава свинца с сурьмой, здесь стали использовать очищенный свинец. Вообще, сурьма всегда применялась в АКБ с одной целью – для стабилизации пластин, однако коль скоро в GEL пластины защищает электролит, то необходимости в таком количестве сурьмы уже нет.
Как следствие – возрастает мощность аккумулятора. Некоторые из производителей помимо классических пластин используют еще и свернутые в рулон, благодаря чему площадь пластин, а значит и скорость передачи заряда, возрастает.
Говоря по-простому, все обозначенные изменения дают GEL-аккумулятору одно серьезное преимущество – стабильно высокое напряжение. Касается это, в том числе, и так называемого стартового тока, так что работает он гораздо стабильнее, а это особенно важно в системах с высоким потреблением энергии.
В случае с авто ярким примером таковой может быть подборка из сабвуфера, пары усилителей и хороших колонок. Там, где обычный аккумулятор «плачет горькими слезами», гелевый будет отлично «качать». Увы, но при падении температуры описанная стабильность слегка падает, впрочем, не до критического уровня.
А что в итоге?
Теперь поговорим о насущном – об эксплуатации. В двух словах гелевый АКБ можно охарактеризовать как «неприхотливый». Он отлично переносит вибрацию, удары и даже трещины, а продлить жизнь батареи вы сможете, просто заклеив ее.
Что касается обслуживания, то такие аккумуляторы, как вы уже поняли, относятся к абсолютно необслуживаемым, так что вскрывать их и контролировать состояние электролита не нужно.
Как зарядить гелевый аккумулятор?
Единственная сервисная операция, которую может провести водитель – это подзарядка. Вот тут как раз впечатления GEL оставляет двойственные.
С одной стороны, заряжается он довольно просто – не боится ни перезаряда, ни малого заряда, и даже может быть восстановлен с «нуля». С другой – все эти радости достижимы лишь при наличии специального «зарядника», подающего малый ток. Учтите, пользоваться обычными экспресс-станциями с гелевой батареей категорически нельзя. Только испортите дорогостоящий АКБ.
Что ж, на этом, пожалуй все о том, что такое гелевый аккумулятор, и теперь должно быть более понятно, что это за зверь. Брать или не брать – это вопрос, на который каждый ответит сам, однако теперь определиться, надеемся, будет проще.
Источник: https://autodromo.ru/articles/gelevyy-akkumulyator-ustroystvo-rabota-stoit-li-brat
Чем гелевый аккумулятор отличается от обычного аккумулятора
Нельзя приуменьшить важность источника питания в автомобиле. Не менее важно знать, какой аккумулятор лучше выбрать в случае необходимости. Многочисленные рекламные ролики предлагают массу брендов, раскрывают преимущества их товара. Но, чтобы определиться с идеальным вариантом, надо точно знать все параметры и характеристики необходимого прибора.
В этой статье мы постараемся максимально полностью рассмотреть какими свойствами обладает гелевый аккумулятор, указать на его плюсы и минусы.
Обязательно посмотрите 2 видео-ролика об гелевых и AGM аккумуляторах, что это такое и чем они друг от друга отличаются.
Что такое и как выглядит гелевый аккумулятор
Гелевый аккумулятор для автомобиля
Принцип работы такого аккумулятора не имеет никакого отличия от аккумуляторов иного вида. разница в конструкции. Технология производства гелевый свинцово-кислотного прибора подразумевает полную герметичность и невозможность обслуживания моделей данного типа. В нем электролит, который сосредоточен между пластинами, имеет гелевую, то есть абсорбированную консистенцию.
А вот в иных АКБ электролит – это смесь, которая состоит из дистиллированной воды, а также серной кислотой. Гелевая же консистенция наполнителя в устройствах нового поколения достигается за счет добавления в него силиконового состава. Она и сгущает смесь.
Определенное количество пластиковых блоков цилиндрической формы, соединенных в единое целое, образуют корпус гелевого аккумулятора.
Основными составными элементами в таких батареях являются:
- электроды с отрицательным и положительным зарядами;
- электролит;
- по составу пористые пластины-сепараторы;
- короб корпуса;
- определенное количество клемм;
- клапаны.
Согласно принципу работы аккумулятора, источник с зарядом отдает его. В процессе такой передачи падает напряжение и уменьшается, одновременно с этим, плотность электролита.
Срок службы использования гелевого аккумулятора
Вздувшийся гелевый аккумулятор
Заявленный производителем гелевых аккумуляторов срок службы составляет приблизительно 10 лет. Стоит полагать, что это максимальное время работы прибора при идеальных и несменных условиях его использования.
Gel-аккумуляторы подвержены быстрой изнашиваемости в следующих условиях:
- Резкая и кардинальная смена температурных режимов. К значительному уменьшению службы может привести падение до −30°c и повышение свыше +50°c. Это связанно с перепадами электрохимической активности АКБ при таком воздействии.
- Постоянно недозаряженное состояние батареи в приборе.
- Длительное нахождение батареи на подзарядке, несмотря на уже полную зарядку устройства.
Хотелось бы отметить, что увеличение температуры при эксплуатации также влияет на повышение развития коррозии пластин в агрегате.
Преимущества и некоторые недостатки
Существует еще масса дополнительных причин, учитывая которые следует приобрести именно такие агрегаты для своих авто:
- Высокая экологичность и безопасность гелевой батареи. При нарушении герметичности корпуса электролит не вытекает наружу из прибора. А в обычных АКБ, где находятся свинец и кислоты, последние, при постоянном взаимодействии с металлом, выветриваются в атмосферу. На их же месте в аккумуляторе накапливается вода.
- Большая практичность, если сравнивать с обычными аккумуляторами. Из которых во время работы прибора выделяется достаточно большое количество газа. Гелевый электролит не допускает этого, так как преграждает путь газу для выхода наружу, задерживая его внутри собственных паров. Содержит в своем составе тончайший слой стекловолокна, который обеспечивает электролиту достаточность консистенции. Данная конструкция прибора позволяет, чтобы сепараторы вместе с рабочим составом также брали на себя функцию разделения пластин.
- Надежная герметичность прибора. Это говорит о безопасности агрегата в ходе рабочего процесса.
- Невосприимчивость гелевых моделей к изменению температур.
- Отсутствие необходимости в особенном уходе.
- Батареям не страшна полная разрядка. Они имеют больше резервов.
- Длительный срок работы приборов. При соблюдении всех эксплуатационных условий. Чтобы гелевый АКБ привести в полную непригодность, надо подвергнуть его корпус значительным механическим повреждениям, либо грубо нарушить правила использования.
Несмотря на свою популярность, гелевый аккумулятор имеет не только плюсы, но и минусы. Они плохо переносят перезарядку батареи. Что на сегодняшнее время делает их наиболее уязвимыми. При возникновении такого грубого нарушения правил зарядки этих приборов, срок их службы уменьшается в разы.
Учитывая все эти обстоятельства, существуют определенные требования к исправности бортовой электроники транспорта, с которой применим гелевый аккумулятор. Для более длительной сохранности такой батареи, автомобильный генератор должен быть в идеальном состоянии. А натяжка в нем приводного ремня находиться в норме. Именно из-за повышенной чувствительности гелевых батарей к перезарядке не получалось использовать их ранее.
Сфера применения
Гелевый аккумулятор в автомобиле
Несмотря на усовершенствованные технические характеристики, превосходящие ранее используемые аналоги, гелевый модели имеют компактные размеры. Не так давно применяют спиральный вид компоновки в этих приборах. Где пластины выполнены винтообразно. А сепаратор вместе с электролитом сосредоточены в центре всей этой спиральной конструкции.
Преимущества аккумуляторов с гелевым наполнением делает их использование ценным для авто, которые участвуют в ралли, или же часто эксплуатируемых в неблагоприятных погодных условиях.
Учитывая постоянство подачи электропитания, надежность приборов, данные батареи служат отменным источником энергии, улучшающей работу аудиосистем. А из-за отсутствия в составе АКБ газа, их можно разместить непосредственно в салоне авто. Это, в свою очередь, снизит затраты владельца транспорта на закупку большого количества проводки.
Выбирая наилучший вариант, стоит обращать внимание на производителей. Проверенные компании всегда выгладят наиболее привлекательными для покупателей. Одной из характерных особенностей, которую некоторые считают недостатком гелевых аккумуляторов, считается высокая стоимость.
Как надо правильно заряжать гелевый аккумулятор
Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов
Гелевых аккумуляторы значимо восприимчивы к таким величинам, как напряжение, а также сила подаваемого тока. По этой причине такие АКБ требуют зарядки с постоянной регулировкой определенных характеристик. Для подзарядки таких моделей требуются специальные устройства. Приборы, заряжающие свинцово-кислотные модели АКБ, не подходят в этом случае.
Покупая зарядное устройство для своего гелевого аккумулятора, учитывайте следующие моменты:
- возможность автономного выключения тока после остановки процесса зарядки;
- защитный механизм от перегрева;
- стабильность используемого напряжение;
- регулировка параметров зарядки по температурным показателям, как окружающей среды, так и самого аккумулятора. Наличие температурной компенсации;
- регулировка силы тока.
Рекомендуется производить зарядку поэтапно:
- учитывая напряжение;
- следя за снижением тока;
- внимательно наблюдая за минимальными показателями напряжения, подачи тока.
Гелевые аккумуляторы требовательны к условиям проводимой подзарядки. Им подходят импульсные устройства, производящие зарядку, следя за всеми параметрами, регулируют нужные величины в сети, а также могут применять экстренное отключение подачи тока. Следует помнить, что зарядное устройство для герметичных свинцовых не подходит для гелевых аккумуляторов. Силу тока, которую прибор выделяет, пагубно влияет на гель.
Источник: https://crast.ru/instrumenty/chem-gelevyj-akkumuljator-otlichaetsja-ot
AGM или GEL (гелевый) аккумулятор. Основные различия. Это не одно и тоже
Не так давно я писал про AGM аккумулятор, многие в принципе даже и не догадывались про эту технологию, другие стали писать – «да ладно это же обычный гелевый АКБ».
Однако это не совсем правда, да действительно сейчас существуют еще более продвинутые батареи, у которых внутри электролит совершенно другой, да и конструкция отличается от всем нам известных аккумуляторов, носят они аббревиатуру GEL (от слова «гель»).
И знаете, разница между AGM и GEL действительно есть, и она существенна, не смотря на «схожесть конструкции»
- AGM технология
- GEL технология
- Пусковые токи
- Сравнение по ценам
Оба типа АКБ новые, и как я уже писал в предыдущей статье, каждая старается обойти конкурента. Вот и гелевые аккумуляторы, получаются сейчас более совершенные, нежели AGM, хотя схожесть просматривается. Для начала я немного повторюсь про строение и той и другой батареи, затем мы с вами выведем — что же лучше.
ИТАК, поехали:
AGM технология
Если вы еще не переходили по ссылке на верху (а зря), тогда читайте здесь. AGM – это батарея построенная на так называемых абсорбирующих стеклянных матах, многие считают что это просто стеклоткань – может быть и так, но производители держат ее секрет в тайне.
Все дело в том — что эта стеклоткань, держит внутри электролит, не дает ему испариться и растечься, однако пропитывает свинцовые пластины нужным электролитом. Кстати и пластины располагаются в таких батареях достаточно плотно, между ними идут маты из стеклоткани, это повышает емкость батареи. Из-за того что электролит заперт внутри, АКБ можно ставить как угодно на любой бок, есть небольшое ограничение – нельзя ставить вверх ногами.
Пластины сделаны из чистого свинца (высокой степени очистки), поэтому электрическое сопротивление внутри небольшое, что позволяет быстро заряжать аккумулятор, и быстро его разряжать — выдавая очень высокие токи.
Хочется отметить — что это необслуживаемые АКБ, при заряде они не выделяют испарения (ни кислорода, ни водорода) что делает их 100% безопасными – можно применять даже в салоне автомобиля, а также внутри дома, для альтернативных систем (солнечная, ветровая).
Срок службы по сравнению с обычными типами, увеличен примерно в два раза, от 5 до 10 лет. Стоит отметить стойкость к глубоким разрядам. Эти АКБ способны выдерживать – 190-210 циклов разряда «в ноль» (100%), до 340 в 50% и до 850 в 30%. Это достаточно высокие показатели, а если разряд будет на уровне 20% то эта батарея может вообще это не почувствовать, обычные аккумуляторы не желательно просаживать уже на 15% от емкости.
Особенно хорошо чувствует себя в зимние периоды, токи которые может одномоментно отдавать выше в 2 – 3 раза, чем у обычных АКБ (может достигать 900А), а поэтому запуститься практически любой исправный двигатель в мороз. Кстати как их правильно заряжать, читаем здесь.
GEL технология
Многие считают это одно и тоже с AGM, другие говорят, что внутри гелий – но и те и другие не правы.
GEL – от слова «гель», а не гелий (хотя такие батареи тоже есть). Здесь совершенно другой принцип устройства электролита.
Также есть два комплекта пластин – отрицательных и положительных, но вместо электролита между ними заливается специальный гель (как говорят производители это — силикагель), когда он застывает, превращается в твердое вещество, с огромным количеством пор внутри (это делается на уроне производства).
Этот гель удерживает внутри электролит. Благодаря тому, что он заполняет все поры и пространство внутри, пластины получаются, как бы обернуты в него, что увеличивает их срок службы, потому как они практически не осыпаются.
В таких АКБ нет короткого замыкания вследствие осыпания пластин, что уже намного увеличивает срок службы.
Пластины у GEL батарей также сделаны из чистого свинца, у которого нет высокого сопротивления, они также прекрасно набирают заряд и отдают большие токи в единицу времени.
У гелевых батарей еще больше увеличен срок службы, так средняя батарея может прослужить минимум 7 лет, а на пять лет дается гарантия, максимальный срок работы по заверению некоторых производителей может достигать 15 – 20 лет. «GEL» прекрасно справляются с глубокими разрядами (на 100%), они выдерживают от 340 до 400 таких циклов полного разряда или 550 – 600 циклов до 50%, и около 1300 глубина 30%.
Как видите это вполне конкурентная технология.
Пусковые токи
Здесь перевес полностью на стороне более совершенных гелевых АКБ, если сравнить их токи с AGM, то разница будет почти в 1,2 — 1,5 раза.
Если AGM может выдать примерно 500 – 700 Ампер.
То GEL выдает уже от 700 до 1000 Ампер
Справедливости ради стоит отметить, что обычные кислотные аккумуляторы работают зачастую на токах в 300 – 400 Ампер, так что даже 500 – 700 Ампер будет «за глаза» для холодной зимы.
Сравнение по ценам
Вот здесь «пальму первенства» держит «АГМ» технология, они стоят относительно недорого, начальная стоимость от 6500 рублей! Конечно обычный «кислотник», можно купить и за 3000 – 3500 рублей, но у него будут ниже пусковые токи, а также небольшой срок службы.
Батареи по технологии GEL, стоят сейчас неподъемных денег, а именно начальная цена от 15000 рублей, а максимальная которую я мог видеть в магазинах примерно 27000 рублей, правда это была емкость в 80 Ам/ч и пусковой ток около 1000 Ампер. Но и гарантия на такие АКБ будет минимум 5 лет (а я видел и 7-10 лет), работать он будет у вас долго.
Так что решать определенно вам, за хорошую батарею нужно и платить хорошо.
Как видите, эти аккумуляторы схожи отсутствием жидкого электролита, а также чистого свинца в строении пластин. Но основная технология все же различна – AGM «маты» из стекловолокна между пластинами в них электролит. В GEL – матов нет, залит гель, который затвердевает и держит электролит, также не дает пластинам соприкасаться.
Источник: http://avto-blogger.ru/akb-avto/agm-ili-gel-gelevyj-akkumulyator.html