Урок физики в 8 классе на тему
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
Кизилюртовского района, Республика Дагестан.
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
Гаджиев Магомед Гаджиевич, учитель физики
Урок в 8 д классе
Разработка урока по физике
Тема: «Электризация тел».
8 класс.
Тема: «Электризация тел».
Цели и задачи:
Образовательные:
-
зарождения учения об электричестве;
-
понятия «электрический заряд», «электризация тел», «два рода зарядов»
-
обнаруживать электрические заряды на телах, потертых друг о друга, охарактеризовать взаимодействие заряженных тел;
-
как определить знак заряда наэлектризованного тела;
-
знать и объяснять практическое значение электризации.
Воспитательные:
-
воспитывать ответственное отношение к здоровью.
Развивающие:
-
развивать интерес к физике, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
-
ознакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.
Демонстрации:
В Древней Греции, в красивом городе жила красавица дочка философа Фалеса Милетского. И, вот однажды вечером к нему подходит его любимая дочь. Объясни, почему у меня путаются нити, когда я работаю с янтарным веретеном, к пряже прилипают пыль, соломинки.
Фалес берет веретено, потирает его и видит маленькие искорки.
— Правду говорят: “Гром не грянет — мужик не перекрестится”. А какой же гром без молнии? Сколько же миллионов раз должна сверкнуть молния, чтобы мужик наконец-то задумался: а что же это такое?
- Между натертым янтарным веретеном, притягивающим предметы, и молнией, казалось бы ничего общего?
- Что общего между этими двумя ситуациями?
+ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
+ .
- К концу этого урока вы должны научиться объяснить, что такое электрический заряд и электризация, какие виды зарядов существуют, как взаимодействуют друг с другом заряженные тела.
Рассмотрим сначала происхождение термина “электричество”
История развития электричества начинается с Фалеса Милетского. Вначале, свойство притягивать мелкие предметы приписывалось только янтарю (окаменевшая смола хвойных деревьев). От названия которого произошло слово электричество, т. к греч. elektron—янтарь. (запись на доске)
— Об электризации тел вспомнили только XVI века и начале XVII века. Английский врач и естествоиспытатель Ульям Гильберт(1544—1603) выяснил, что при трении могут электризоваться не только янтарь но и многие другие вещества. Он был одним из первых ученых, утвердивших опыт, эксперимент как основу исследования.
Гильберт установил, что способностью притягивать обладают многие тела, “не только созданные природой, но и искусственно приготовленные”. Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества: алмаз, сапфир, сургуч и что притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комки земли и даже воду и масло. Однако он нашел, что многие тела “не притягиваются и не возбуждаются никакими натираниями”.
К числу их относится ряд драгоценных камней и металлы: “серебро, золото, медь, железо, также любой магнит”. Тела обнаруживающие способность притяжения, Гильберт назвал электрическими, тела не обладающие такой способностью, — неэлектрическими.
+ В каком веке уже было известно о притягивании предметов?
Укажите шифр правильного ответа Номера вопросов Вариант 1
- Какое же все таки красивое явление –электризация! Но несмотря на всю красоту этого явления, оно иногда приносит вред: если в одних случаях это просто неудобство и неприятные ощущения, то в других случаях электризация может привести к катастрофе!
- Например в типографских машинах электризация бумаги вызывает её свёртывание и брак при печати. При этом возникают искры, которые могут вызвать пожар. Чтобы избежать это явление типографические машины необходимо заземлять
- Водители бензовозов постоянно подвержены опасности: во время закачивания, перевозке горючего. Горючее трется о корпус бензовоза или трубопровода и происходит накапливание заряда. При малейшей искре может произойти взрыв. К бензовозу закрепляют металлическую цепь
- В текстильной промышленности происходит трение нитей об детали машины, при этом электризация может вызвать пожар.
- Как вы думаете как можно решить эту проблему?
- Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).
- Электрические заряды выполняют так много полезных дел, что всех их и не перечислить.
- Например, копчение — это пропитывание продукта древесным дымом. Частицы дыма не только придают продуктам особый вкус, но и предохраняют их от порчи. При электрокопчении частицы коптильного дыма заряжают положительно, а к отрицательным электродам подсоединяют, например, тушки рыбы. Заряженные частицы дыма оседают на поверхности тушки и частично поглощаются. Весь процесс электрокопчения продолжается несколько минут.
- На птицефабриках, с целью уменьшения запыленностей помещений используют электрофильтры.
- Для качественной покраски кузова автомобиля используют электризацию: краску при этом заряжают одним знаком, а кузов автомобиля – другим. При этом краска ложится равномерно, экономно.
- На хлебобулочном заводе в специальных камерах производят замеску теста: муку заряжают одним знаком заряда, а воду, смешанную с дрожжами, другим. Тесто, конечно, получается без комочков.
- Выдается детям готовые таблицы:
- И так, ребята! Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, что на уроке у вас получилось? Что запомнилось? Что вызвало затруднение?
V. Домашнее задание
Источник: https://infourok.ru/urok-fiziki-v-klasse-na-temu-elektrizaciya-tel-3711608.html
Электризация тел: что это такое, условия возникновения, применение на практике
Явления, связанные с электричеством, довольно распространены в природе. Одним из самых наблюдаемых явлений является электризация тел. Так или иначе с электризацией приходилось сталкиваться каждому человеку. Иногда мы не замечаем статического электричества вокруг нас, а иногда его проявление ярко выражено и довольно ощутимо.
Например, владельцы автотранспорта, при определённых стечениях обстоятельств, замечали, как их машина вдруг начинала «бить током». Обычно это происходит при выходе из салона автомобиля. Ночью даже можно заметить искрение между кузовом и рукой, прикасающейся к нему. Объясняется это электризацией, о которой поговорим в данной статье.
Определение
В физике электризацией называют процесс, при котором происходит перераспределения зарядов, на поверхностях разнородных тел. При этом на телах скапливаются заряженные частицы противоположных знаков. Наэлектризованные тела могут передавать часть накопленных заряженных частиц другим предметам или окружающей среде, контактирующей с ними.
Заряженное тело передаёт заряды при непосредственном контакте с ним нейтральных или противоположно заряженных предметов, либо через проводник. По мере перераспределения взаимодействие электрических зарядов уравновешивается, и процесс перетекания прекращается.
Важно помнить, что при электризации тел новые электрические частицы не возникают, а лишь перераспределяются уже существующие. При электризации действует закон сохранения заряда, согласно которому алгебраическая сумма отрицательных и положительных зарядов всегда равна нулю. Другими словами – количество отрицательных зарядов переданных другому телу при электризации равняется количеству оставшихся заряженных протонов противоположного знака.
Известно, что носителем элементарного отрицательного заряда является электрон. Протоны же обладают положительными знаками, но эти частицы прочно связаны ядерными силами и не могут свободно перемещаться при электризации (за исключением кратковременного высвобождения протонов в процессе разрушения атомных ядер, например, в различных ускорителях). В целом атом, обычно, электрически нейтрален. Его нейтральность может нарушить электризация.
Однако, отдельные электроны из облака, окружающего многопротонные ядра, могут покидать свои отдалённые орбиты и свободно перемещаться между атомов. В таких случаях образуются ионы (иногда называемые дырками), имеющие положительные заряды. См. схему на рис. 1.
Рис. 1. Два рода зарядов
В твёрдых телах ионы связаны атомными силами и, в отличие от электронов, не могут изменить своё расположение. Поэтому только электроны являются переносчиками заряда в твёрдых телах. Для наглядности мы будем считать ионы просто заряженными частицами (абстрактными точечными зарядами), которые ведут себя так же, как и частицы с противоположным знаком – электроны.
Рис. 2. Модель атома
Физические тела в естественных условиях электрически нейтральные. Это значит, что их взаимодействия уравновешены, то есть, количество ионов заряженных положительно равно количеству отрицательно заряженных частиц. Однако, электризация тела нарушает это равновесие. В таких случаях электризация является причиной изменения баланса кулоновских сил.
Условия возникновения электризации тел
Прежде чем перейти к определению условий электризации тел, заострим ваше внимание на взаимодействии точечных зарядов. На рисунке 3 изображена схема такого взаимодействия.
Рис. 3. Взаимодействие заряженных частиц
На рисунке видно, что одноимённые точечные заряды отталкиваются, тогда как разноимённые – притягиваются. В 1785 г. силы этих взаимодействий исследовал французский физик О. Кулон. Знаменитый закон Кулона гласит: два неподвижных точечных заряда q1 и q2, расстояние между которыми равно r, действуют друг на друга с силой:
F = (k*q1*q2)/r2
Коэффициент k зависит от выбора системы измерений и свойств среды.
Исходя из того, что на точечные заряды действуют кулоновские силы, имеющие обратно пропорциональную зависимость от квадрата расстояния между ними, проявление этих сил может наблюдаться только на очень небольших расстояниях. Практически, эти взаимодействия проявляются на уровне атомных измерений.
Таким образом, для того чтобы электризация тела произошла, необходимо максимально приблизить его к другому заряженному телу, то есть, прикоснуться к нему. Тогда под действием кулоновских сил часть заряженных частиц переместится на поверхность заряжаемого предмета.
Строго говоря, при электризации перемещаются только электроны, которые распределяются по поверхности заряжаемого тела. Избыток электронов образует определённый отрицательный заряд. Создание положительного заряда на поверхности реципиента, электроны с которого перетекли на заряжаемый объект, возложено на ионы. При этом модули величин зарядов на каждой из поверхностей равны, но знаки их противоположны.
Электризация нейтральных тел из разнородных веществ возможна только в том случае, если у одного из них электронные связи с ядром очень слабые, а у другого, наоборот – очень сильные.
На практике это означает, что в веществах, у которых электроны вращаются на удалённых орбитах, часть электронов теряют свои связи с ядрами и слабо взаимодействуют с атомами.
Поэтому, при электризации (тесном контакте с веществами), у которых проявляются более сильные электронные связи с ядрами, происходит перетекание свободных электронов. Таким образом, наличие слабых и сильных электронных связей является главным условием электризации тел.
Поскольку в кислотных и щелочных электролитах могут перемещаться и ионы, то электризация жидкости возможна путём перераспределения собственных ионов, как это имеет место при электролизе.
Способы электризации тел
Существует несколько способов электризации, которыеусловно можно разделить на две группы:
- Механическое воздействие:
- электризация соприкосновением;
- электризация трением;
- электризация при ударе.
- Влияние внешних сил:
- электрическое поле;
- воздействие света (фотоэффект);
- влияние тепла (термопары);
- химические реакции;
- давление (пьезоэффект).
Рис. 4. Способы электризации
Наиболее распространённым способом электризации тел в природе является трение. Чаще всего происходит трение воздуха при контакте его с твёрдыми или жидкими веществами. В частности, в результате такой электризации происходят грозовые разряды.
Электризация трением нам известна ещё со школьной скамьи. Мы могли наблюдать наэлектризованные трением небольшие эбонитовые палочки. Отрицательный заряд потёртых об шерсть палочек определяется избытком электронов. Шерстяная ткань при этом заряжается положительным электричеством.
Подобный опыт можно провести со стеклянными палочками, но натирать их необходимо шёлком или синтетическими тканями. При этом, в результате трения стеклянные наэлектризованные палочки заряжаются положительно, а ткань – отрицательно. В остальном между стеклянным электричеством и зарядом эбонита различий нет.
Чтобы наэлектризовать проводник (например, металлический стержень), необходимо:
- Изолировать металлический предмет.
- Прикоснуться к нему положительно заряженным телом, например стеклянной палочкой.
- Отвести часть заряда на землю (кратковременно заземлить один конец стержня).
- Убрать заряженную палочку.
При этом заряд на стержне равномерно распределится по его поверхности. Если металлический предмет неправильной формы, заряды распределятся неравномерно – концентрация электронов будет больше на выпуклостях и меньше на впадинах. При разделении тел происходит перераспределение заряженных частиц.
Свойства наэлектризованных тел
- Притягивание (отталкивание) мелких предметов – признак наэлектризованности. Два тела, заряженных одноимённо, противодействуют (отталкиваются), а разнознаковые – притягиваются. На этом принципе основана работа электроскопа – прибора для измерения величины заряда (см. рис. 5).
Рис. 5. Электроскоп
- Избыток зарядовнарушает равновесие во взаимодействии элементарных частиц. Поэтому каждоезаряженное тело стремится избавиться от своего заряда. Часто такое избавлениесопровождается молниеносным разрядом.
Применение на практике
- очистка воздуха с помощью электростатических фильтров;
- электростатическая окраска металлических поверхностей;
- производство синтетического меха, путём притягивания наэлектризованного ворса к тканевой основе, и др.
Вредное воздействие:
- влияние статических разрядов на чувствительные электронные изделия;
- воспламенение паров ГСМ от разрядов статического электричества.
Способы борьбы: заземление ёмкостей с горючим, работа в антистатической одежде, заземление инструментов и т.п.
в дополнение темы
Источник: https://www.asutpp.ru/elektrizatsiya-tel.html
Сила кулона в электрическом поле
Выразим из второго уравнения, получим: Электрическое поле, напряженность которого одинакова во всех точках пространства, называется однородным. Войти с помощью социльных сетей Забыли пароль?
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть элекорическом. Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем Юлия Тотменина.
Какое взаимодействие существует между заряженными телами? Какая физическая величина определяет интенсивность электромагнитного взаимодействия? Заряд каких частиц принят за положительный отрицательный? Как взаимодействуют электрические заряды?
Что такое электризация тел? Что такое электрическое поле? Какое поле называется электростатическим?
Главное свойство электрического поля. Главное свойство поля- действовать с некоторой элекктрическом на электрический заряд, помещённый в данную точку поля. Линии не пересекаются 3. Где линии гуще, поле сильнее.
Напряженность электрического поля
Урок изучения нового материала 10 класс. Напряжённость электрического поля Михайлова. Электрическое поле Напряженность Силовая линия Принцип суперпозиции электрических полей напряженность поля точечного заряда.
Напряженность электрического поля — силовая характеристика поля, физическая векторная величина, численно равная силе. Близкодействие и действие на расстоянии Дальнодействие: Электрический заряд — это физическая величина, характеризующая свойство чила или тел вступать в электромагнитные силовые. Электризация Процесс сообщения телу заряда называется электризацией. Самый простой способ электризации — трение.
Электрическое поле особая форма материи, существующая вокруг тел или частиц, обладающих электрическим зарядом, а также в свободном виде в электромагнитных.
Электростатика Часть 1 10 класс профиль. Способы электризации тел Трением Тела приобретают противоположные по знаку заряды Соприкосновением Тела приобретают. Какой заряд называют точечным? В чем заключается физический смысл коэффициента. Еще похожие презентации в нашем архиве:.
Мои презентации Профиль Сообщения Выход. Войти с помощью социльных сетей Забыли пароль? Копировать в буфер обмена. Напряжённость электрического поля» — Транскрипт: Скачать бесплатно презентацию на тему «Электризация тел.
Напряжённость электрического поля» в формате.
Закон Кулона
Презентация к уроку физика, 10 класс по теме: Закон сохранения электрического заряда. Электромагнитные явления Электрические заряды и их взаимодействие.
Электрическое поле Напряженность Единица напряженности Силовая линия. Электрическое поле Мясникова Г. Еще похожие презентации в нашем архиве: Загружай и скачивай презентации бесплатно! Обратная связь Правообладателям Политика конфеденциальности Условия использования.
Источник: http://pro-remont.uz/okno/sila-kulona-v-elektricheskom-pole/
§ 1. Электризация тел и электрический заряд
1. Электризацией называют процесс сообщения телу электрического заряда.
2. От какого греческого слова происходит термин «электричество»?
2. От греческого слова «электрон», которое по-русски обозначает янтарь.
3. Одно или оба тела электризуются при трении?
3. При трении электризуются оба тела.
4. Какие два рода электрических зарядов существуют в природе? Из каких опытов следует, что их действительно два?
4. Существуют 2 вида заряда: «+» и «-». Опыты, свидетельствующие об этом: взаимодействие эбонитовой палочки, натёртой об мех с такой же эбонитовой палочкой и стеклянной палочкой, натёртой о шелк.
5. Сформулируйте правило, описывающее характер взаимодействия заряженных тел.
5. Одинаково заряженные тела отталкиваются, по-разному заряженные — притягиваются.
6. Кусочек дерева потерли о шелк. Какие заряды (по знаку) появились на кусочке дерева и какие на шелке?
6. На дереве появились заряды со знаком «+», на шелке — со знаком «-».
7. Как называется единица заряда?
7. Единица заряда в СИ называется кулон.
8. Выполнив экспериментальные задания, опишите опыты, изображенные на рисунке 6.
8. Эти опыты подробно описаны в учебнике (одноименные заряды отталкиваются, разноименные — притягиваются)
В результате опытов по электризации было установлено, что все вещества можно расположить в ряды, в которых предыдущее тело электризуется при трении о последующее тело положительно, а последующее при этом — отрицательно. Вот, например, один из таких рядов: кроличий мех, стекло, кварц, шерсть, шелк, хлопок, дерево, янтарь, каучук.
Описанные выше опыты показывают, что характер взаимодействия заряженных тел подчиняется простому правилу: тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются. Более кратко это правило формулируют так: одноименные заряды отталкиваются друг от друга, а разноименные притягиваются.
Источник: https://5terka.com/node/6692
Задания по теме «Электризация тел. Электрический заряд. Элементарный заряд»
1.1. Если заряженнуюстеклянную палочку держать вблизи концаизолированного металлического стержня,то электроны, в нем находящиеся, соберутсяу одного из его концов. Почему же движениеэлектронов прекращается, несмотря нато, что в металлическом стержне ихимеется бесчисленное множество?
1.2 Величинаэлементарного электрического заряда(квант заряда) равна .Существует ли соответствующий ему квантмассы?
1.3. Следует ли иззакона сохранения заряда, что суммарныезаряды всех положительно и всехотрицательно заряженных частиц должны,каждый в отдельности, сохраняться?
1.4. Положительнозаряженная стеклянная палочка притягиваетподвешенное на нити тело. Можно лиутверждать, что тело заряжено отрицательно?
Решение задач
1.1. В случае, еслипалочка заряжена положительно, тоэлектроны начнут собираться около концастержня, ближайшего к палочке (электронынесут отрицательный заряд). Как толькосила притяжения со стороны палочкиуравновесится силой взаимного отталкиванияэлектронов, движение электроновпрекратится.
1.2. Нет, не существует.
1.3. Закон сохраненияэлектрического заряда не утверждает,что суммарные заряды всех положительнозаряженных и всех отрицательно заряженныхчастиц должны, каждый в отдельности,сохраняться.
Если, например, в электрическиизолированной системе происходитионизация атома, то возникают двечастицы: положительно заряженный иони отрицательно заряженный электрон.
Как суммарно положительный, так исуммарно отрицательный заряды при этомувеличиваются, полный же электрическийзаряд остается неизменным. Всегдасохраняется разность между общим числомвсех положительных и всех отрицательныхэлементарных зарядов.
1.4. Нет, так как инезаряженное тело будет притягиватьсяк положительно заряженной палочке.
Задания по теме «Точечный заряд. Закон Кулона»
2.1. Как формула учитывает то факт, что заряды притягиваютсяили отталкиваются?
2.2. Какой должнабыть масса протона, чтобы силагравитационного притяжения между двумяпокоящимися протонами по величинесовпадала с силой их электрическогоотталкивания? Каково отношение этоймассы к обычной массе протона?
2.3. Будет лиустойчивым положение равновесияточечного заряда, находящегося посерединемежду двумя другими одинаковыми точечнымизарядами. Рассмотрите случай, когдазаряд, находящийся посередине,противоположен по знаку двум другимзарядам, и когда он того же знака, что идва других.
2.4. Какой физическийсмысл имеет формула ,где– радиус – вектор точки, в которойнаходится заряд?
2.5. Какой физическийсмысл имеет выражение ,где– радиус – вектор точки, в которойнаходится заряд?Чему равно это выражение?
Природа электризации тел. Закон сохранения заряда
Конспект по физике для 8 класса «Природа электризации тел. Закон сохранения заряда». ВЫ УЗНАЕТЕ: Как осуществляется электризация тел при их соприкосновении. Как передаётся заряд от одного тела к другому. Почему одни тела являются проводниками электричества, а другие — не являются. Почему возникает притяжение между заряженными и незаряженными телами. Как формулируется закон сохранения заряда.
Конспекты по физике Учебник физики Тесты по физике
Природа электризации тел.
Закон сохранения заряда
В обычном состоянии тела, образованные из нейтральных молекул и атомов, являются незаряженными. Каким же образом тогда осуществляется электризация тел, каков её механизм?
ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТРЕНИЕМ
Для того чтобы получить заряженные тела, т. е. наэлектризовать их, нужно отделить часть отрицательного заряда от связанного с ним заряда положительного.
Например, если провести расчёской несколько раз по сухим волосам, то некоторая часть самых подвижных заряженных частиц — электронов — перейдёт с волос на расчёску и зарядит её отрицательно. Волосы при этом зарядятся положительно.
Появление заряда на расчёске обнаруживается очень просто: она начинает притягивать лёгкие предметы (кусочки бумаги, пушинки и т. д.).
При электризации трением само по себе трение не является существенным. Оно лишь способствует более тесному контакту между разнородными веществами. При таком контакте часть электронов того вещества, у которого связь электронов с ядром атома относительно слаба, переходит на другое вещество.
Аналогичное явление происходит при натирании стеклянной палочки о шёлк: электроны со стекла переходят на шёлк, в результате чего стекло оказывается заряженным положительно, а шёлк — отрицательно. Заряды тел при этом равны: сколько электронов покинуло стекло, перенеся совокупный отрицательный заряд на шёлк, столько же протонов образовало некомпенсированный положительный заряд на стекле.
Таким образом, при электризации заряды тел не создаются, они лишь перераспределяются между разнородными телами.
Но почему часть заряда переходит с наэлектризованного тела на незаряженное при их контакте?
Например, мы касаемся отрицательно заряженной расчёской бумажной гильзы, подвешенной на нити. Гильза также зарядится отрицательно и оттолкнётся от расчёски. Это происходит потому, что из-за взаимного отталкивания часть электронов с расчёски переходит на гильзу.
А как передаётся телу положительный заряд? Если прикоснуться к незаряженной гильзе стеклянной палочкой, заряженной положительно, то часть электронов с гильзы под действием сил притяжения перейдёт на палочку. В результате этого гильза зарядится положительно.
СВОБОДНЫЕ ЭЛЕКТРОНЫ
Во всех случаях электризации тел перемещаются только электроны, а положительно заряженные ионы остаются в своём прежнем положении. Хорошая проводимость ряда веществ объясняется возможностью перемещения электронов. Например, в металлах имеется часть электронов, которые могут покидать свои атомы. Эти наиболее удалённые от ядра электроны называют свободными электронами. Диэлектрики не проводят электрический заряд, так как в них очень мало свободных электронов.
ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ВЛИЯНИЕ
Проведём следующий опыт. Приблизим к незаряженному электроскопу положительно заряженную палочку. Мы увидим, что листочки электроскопа разошлись, т. е. на них появился одноимённый заряд. Поскольку электроскоп в целом остаётся незаряженным, то на его шарике возникает равный по величине заряд, но противоположного знака. Уберём палочку. Листочки при этом опадут — разделение заряда прекратится.
Суть данного явления заключается в следующем. Когда мы подносим к электроскопу положительно заряженное тело, то свободные электроны под действием притяжения заряда будут перемещаться по стержню и накапливаться на его шарике. Листочки электроскопа при этом зарядятся положительно.
Когда же к электроскопу приближается отрицательный заряд, электроны под действием отталкивания устремляются к нижнему концу стержня. В обоих случаях концы стержня электроскопа заряжаются противоположными по знаку зарядами.
Электризацию незаряженного тела, осуществляемую без непосредственного его контакта с заряженным телом, называют электростатической индукцией или электризацией через влияние.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЗАРЯДА
Общее число электронов у тел, участвующих в процессе электризации, остаётся неизменным вследствие фундаментального закона природы — закона сохранения заряда. Он формулируется так: алгебраическая сумма электрических зарядов тел остаётся постоянной:
q1 + q2 + q3 + = const.
Если одно тело при электризации приобретает положительный заряд, то второе тело приобретает равный по модулю отрицательный заряд.
Вы смотрели Конспект по физике для 8 класса «Природа электризации тел. Закон сохранения заряда».
Вернуться к Списку конспектов по физике (Оглавление).
Источник: http://xn--8-8sb3ae5aa.xn--p1ai/priroda-jelektrizacii-tel-zakon-sohranenija-zarjada/
Урок физики в 8 классе по теме «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел»
Урок по технологии модерации по УМК Перышкина А.В. в 8 классе.
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики предполагает использование различных методов и приемов, направленных на деятельность ученика. Урок «Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел» по УМК Перышкина А.В. в 8 классе построен с применением технологии модерации.
Тип урока:урок изучения новых знаний.
Цель урока: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации понятий электризация тел, два рода зарядов, взаимодействие заряженных тел; выявление теоретических основ электризации тел и построение обобщённых понятий.
Задачи урока:
- организация усвоения основных понятий по теме, формирование умения распознавать электризацию тел, способы образования зарядов разных знаков, их поведение при взаимодействии, формирование умения анализировать увиденный эксперимент (предметный результат).
- формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация. (метапредметный результат).
- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений,формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности
Порой то знание, что мы открываем на уроке, старо как мир. Но от этого оно не старее или хуже, потому что в этом знании отражен сам мир.
2. Изучение нового материала
Ребята, я вчера была в «МегаГринне», где по радио прозвучало объявление «Уважаемые посетители, будьте осторожны! По супермаркету ходит женщина в серой искусственной шубке и колет всех иголками».
- Как вы думаете, чем она колется и что же у неё за иголки?
- Так о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (выслушиваем предположения детей). Совершенно верно говорить будем об электризации предметов.
- А как вы думаете, какова цель нашего урока, чему мы должны научиться? (узнать, что такое электризация, как можно наэлектризовать тела, все ли тела электризуются одинаково).
- Ребята, у кого-то может есть личная цель на уроке? /дату и тему записать на доске/
Опыт №1
Потрем пластмассовую линейку о бумагу, поднесем ее к мелким кусочкам бумаги, к мелким ватным предметам, к фольге.
- Ребята, что вы заметили? (мелкие предметы притягиваются)
- Ребята, а как вы думаете, а вода будет притягиваться? /выполняю я, если есть раковина/ Потрем пластмассовую линейку, поднесем ее к струйке воды.
Вывод: про тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано или что ему сообщен электрический заряд.
Опыт №2
Пластмассовую линейку натирают о резиновые перчатки. Подносим затем к мелким кусочкам бумаги последовательно линейку и резиновые перчатки.
- Сколько тел участвовали в электризации?
- Что нужно сделать, чтобы наэлектризовать оба тела?
Вывод: при трении наэлектризуются оба тела.
- А из одинакового ли материала должны быть эти тела?
- Одев резиновые перчатки (на парте они разного цвета),прошу найти пару по соседству (это и будет физкультминутка) «натирают» их друг о друга, а потом подносят перчатки к мелким предметам.
Вывод: тела из одинакового материала не электризуются.
- Отличаются ли заряды разных тел?
Опыт №3
Натирание полосок целлофанового пакета трением о карандаш.
Положив полоски целлофанового пакета на стол параллельно друг другу и придерживая их двумя пальцами одной руки, натираем их карандашом (ладонью второй руки). После этого подносим полоски целлофанового пакета друг к другу.
Вывод: Существуют 2 рода зарядов. Заряд, полученный на стекле потертом о шелк (и на всех телах, где получается заряд такого же рода) называется положительным. Заряд, полученный на эбоните, потертом о мех (и на всех телах, где получается заряд такого же заряда) называется отрицательным.
Тела, имеющие одноименный заряд, отталкиваются; тела, имеющие разноименные заряды, притягивается.
/записать в тетрадь: стекло + шелк = «+», эбонит + мех = «–»/
- Почему мы уверены, что электрический заряд бывает 2 видов («+» и «–»), а не трех, четырех? (так как наблюдаем 2 вида взаимодействия – отталкивание и притяжение).
- Обычно говорят, что волосы, наэлектризованные при их расчесывании, притягиваются к гребенке. А будет ли правильным выражение – «гребенка притягивается волосами»? (Правильным будет выражение «гребенка и волосы взаимно притягиваются друг к другу», так как здесь мы наблюдаем взаимодействие тел).
Опыт №4
/выполняю я/
- А можно ли другим способом зарядить тело, не прибегая к трению? (выслушиваем мнения детей). Проведем опыт. Коснемся наэлектризованной палочкой гильзы из фольги.
- Что заметили? (гильза сначала притянулась, а затем отталкивается)
- Почему такое поведение? (изначально гильза не заряжена, поэтому она притянулась, получив часть заряда от палочки, она стала заряжена так же как и палочка, а одноименные заряды отталкиваются)
3. Закрепление изученного материала
- Почему нити прилипают к гребням чесальных машин, применяющихся в текстильной промышленности, и при этом часто путаются и рвутся? Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создают повышенную влажность воздуха.
Зачем это делают? (нити на гребнях машин электризуются и прилипают к ним. Повышенная же влажность препятствует электризации) [1].
- Ребята, а какой современный прибор работает на явлении электризации? (ксерокс)
- Работа с флеш – презентацией сайта Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Ребята, так что же за дама гуляла по супермаркету, и чем она колола прохожих?
- А где еще мы встречаемся с этим явлением в повседневной жизни? (при выходе из машины, если мы одеты в синтетическую одежду, для снятия статического электричества, например с бензовоза, за ним по земле тянется металлическая цепь, при снятии свитера — «искры летят», перед выходом из самолета сначала выбрасывают металлическую цепь, а потом подгоняют трап).
4. Домашнее задание
§ 25, 26, приведите примеры электризации тел в жизни и быту, как полезной, так и вредной. /записать на доске/
5. Рефлексия
Спасибо за работу. Я очень довольна вами сегодня /оценки/. На столах у вас есть бланк телеграммы напишите мне, но помните, что каждое слово стоит денег. Будьте кратки.
Телеграмма
- что было хорошего______
- что было интересно________
- что мешало работе_________
- что взял бы с собой_________
Интерактивная лекция на уроке позволяет вовлечь всех учащихся в работу и никого из них не оставляет равнодушным.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/urok-fiziki-v-8-klasse-po-teme-elektrizatsiya-tel-dva-roda-zaryadov-vzaimodeystvie-zaryazhennykh-tel-24854/