ᐈ Какой аккумулятор лучше гелевый или свинцово-кислотный? ᐈ GEL vs AGM
Пришло время менять аккумулятор на автомобиле. Именно на данном этапе для владельцев технических средств наступает сложный момент: какой аккумулятор лучше выбрать: гелевый или кислотный? Широкий ассортимент марок и модификаций затрудняют выбор, требуется помощь специалистов.
С целью оказания методических рекомендаций, мы подробно рассмотрим в чем отличие между гелевым и свинцово-кислотным аккумулятором. Для примера покажем, с чего состоит автомобильная аккумуляторная батарея.
Различие между гелевой и щелочной батареей
Многие малоопытные автомобилисты считают, что в машине главный двигатель. Это ошибочно. Первое место отведено системе электропитания. Без искры не воспламенится горючая смесь, отсутствует давление, выхлопные газы, автомобиль не рушит с места. Первоисточник системы питания — аккумулятор, именно от него поступает енергия в магистраль, и к стартеру.
Абсолютно все выпускаемые батареи являются свинцово-кислотными. На современных АКБ повсеместно встречается аббревиатура VRLA и SLA. В переводе с английского языка означает: АКБ открытого / закрытого типа. Другими словами, обслуживаемая и необслуживаемая. В последнем случае не нужно систематически отслеживать уровень жидкости.
С целью снижения частоты обслуживания, изготовители применяют одну из двух технологий: GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat). Батареи, наполненны гелевым электролитом внутри имеют желеобразную консистенцию. В качестве химического реагента в состав добавлен кремний, поэтому жидкость не выплескивается, не вытекает, при любом стиле вождения.
Многие по старинке допускают грубую ошибку, путая гелевый и гелиевый аккумуляторы. Фактически, химический газ гелий не имеет никакого отношения к АКБ. Принцип работы основан на рекомбинации газов, вследствие этого вода внутри распадается на водород и кислород.
Хаотично перемещаясь по периметру, молекулы распада снова восстанавливаются, образуют воду. Вышеупомянутый гель активно впитывает воду, превращая консистенцию в электролит. Получился некий замкнутый цикл, не нужно доливать воду, так как она попросту не испаряется.
В отличие от гелевого (Gelled Electrolite), кислотно-щелочной AGM аккумулятор имеет внутри маты из стекловолокна. После процесса распада вода впитывается матами, превращается в электролит. Единственный недостаток такого типа – вытекание электролита при точечном ударе, деформации, аварии. Вот почему при покупке нового акумулятора отдают предпочтение технологией GEL VRLA.
Главными отличиями между гелевыми и кислотными аккумуляторами является то, что кислотные имеют в несколько раз меньшую удельную емкость, а также частый постоянный разряд для кислотных является критическим, поскольку в будущем это приведет к сокращению количества циклов «разряд-заряд».
Мультигелевые аккумуляторы
Это не отдельный тип АКБ, чаще всего, его приравнивают к AGM. Маркировка мультигелевого обозначается символами «MG». Стоимость такого аккумулятора несколько ниже гелевого. Преобладающее большинство батарей необслуживаемого типа. Это следует учитывать при покупке.
Чем отличается гелевый GEL от AGM аккумулятора?
Достаточно большой популярностью пользуются аккумуляторы AGM. Однако, чем отличается гелевый аккумулятор от щелочного, что использует жидкую кислоту удерживаемую в порах сепаратора.
Такая конструкция помогла достичь абсолютной герметичности аккумуляторного корпуса, а также обеспечить возможность продолжать функционировать в случае тех или иных нарушений.
AGM отличились своей стойкостью к температурным перепадам, вибрациям, глубоким разрядам, а также своей долговечностью. Среди недостатков – перезаряд пагубно влияет на agm аккумуляторы.
К плюсам гелевых можно отнести герметичность, которая блокирует испорение. У них очень малое внутреннее сопротивление, всего лишь 3-4 мОм. Именно от него зависит отдача тока. Подведем итог:
- жидкость в гелевом аккумуляторе полностью заполняет полость батареи, свинцовые пластины, что повышает эффективность, качество и длительность работы;
- показатель реадсорбции газов несколько ниже AGM типа. В последнем он составляет 98% против 96%. Нередко после трех лет активного использования встречаются перепады в напряжении, провалы, увеличение нагрузки в цепи;
- отсутствие физической возможности оттока газов приводит к вздутию АКБ. В конечном итоге корпус дает трещину, вытекает жидкость;
- даже самые незначительные замыкания в сети выводят из строя аккумулятор;
- допускается установка гелевой батареи в любом положении, кроме перевернутого;
- средняя стоимость гелевых на 30% дороже аналогов.
Какой аккумулятор лучше гелевый или кислотный?
Конечный выбор за покупателем, но быть вооруженным знаниями вы обязаны. При условии соблюдения основных правил эксплуатации, длительность ресурса составляет 6 лет активного использования. Больше о гелевых аккумуляторах читайте здесь.
Источник: https://bezdor4x4.com.ua/blog/2018/07/18/otlichie-gelevogo-akkum-ot-kislotnogo/
— Аккумуляторы для катеров, лодочные аккумуляторные батареи для водного транспорта
Условия, в которых эксплуатируются аккумуляторы для катеров, яхт, моторных лодок, существенно отличаются от условий эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Это качка и вибрация, высокая влажность воздуха, брызги, на море добавляется повышенная концентрация соли в воде и воздухе. Для использования в столь тяжелых условиях аккумуляторы для водных транспортных средств должны отвечать специфическим требованиям.
Аккумуляторы для катеров, яхт и лодок должны не только постоянно выдерживать перечисленные условия, но и обеспечивать быстрый запуск холодного двигателя, как правило, довольно мощного.
Для этого лодочным аккумуляторам необходимы высокие показатели емкости и пускового тока. Кроме того, сезонность использования диктует необходимость для таких аккумуляторных батарей выдерживать длительное хранение.
Таким образом, для водного транспорта необходимы специализированные аккумуляторы, использование обычных автомобильных батарей недопустимо.
Использование обычных свинцово-кислотных аккумуляторов в качестве основного обеспечения судна электроэнергией может привести к аварийным ситуациям. Они не пригодны для питания электродвигателя лодки. Достаточно часто замена аккумуляторной батареи для лодки на более дешевые модификации является причиной неправильной работы двигателя и даже выхода его из строя.
Аккумуляторы для катеров, яхт и лодок разделяют по назначению на стартерные, тяговые и универсальные, сочетающие свойства стартовых и тяговых.
Стартерные и тяговые аккумуляторы для катеров: в чем разница?
Главное различие заключается в принципе отдачи электрического тока. Стартерные лодочные аккумуляторы по назначению аналогичны автомобильным. Их цель – запуск двигателя внутреннего сгорания и обеспечение работы электрооборудования при неработающем генераторе. Главное требование к таким батареям – высокая мощность пусковых токов на короткое время и большое количество циклов подзарядки до паспортной емкости.
Тяговые аккумуляторы для катеров предназначены для постоянного питания электродвигателя и бортового электрооборудования. Они имеют большую емкость, благодаря чему они могут работать долгое время без подзарядки. От них требуется способность без негативных последствий выдерживать максимальный разряд и многократные циклы перезарядки.
Стоимость такого оборудования, как правило, на порядок выше стартерного. Однако при интенсивной эксплуатации лодки применение этого вида аккумуляторных батарей является единственно правильным решением. В последнее время на российском рынке появились модели, имеющие характеристики обеих разновидностей АКБ.
В основном это тяговые устройства, оснащенные функцией усиленного старта.
Большинство моделей современных лодочных аккумуляторов соединяют в себе свойства стартовых и тяговых. Такие аккумуляторные батареи пригодны для установки на все типы легких водных транспортных средств.
Аккумуляторные батареи с необычным электролитом: GEL и AGM
Аккумуляторные батареи для лодок могут иметь различные обозначения. Помимо указания производителя и наименования модели, маркируется еще технология изготовления. Как правило, она обозначается буквами GEL или AGM.
Гелевые лодочные АКБ (GEL) заполнены особым электролитом, который обладает малой текучестью. Густая консистенция, внешне похожая на желе, позволяет аккумулятору полноценно работать даже при установке его под большим наклоном.
Это очень удобно в случае эксплуатации батареи в целях обеспечения электроэнергией съемного мотора для мелкого судна.
Маркировка AGM говорит о несколько ином составе электролита. Такие аккумуляторы для лодочных моторов заполнены материалом со стекловолокнистой основой, пропитанной жидким электролитом. Данная технология, так же как и в гелевой разновидности, не позволяет текучему веществу свободно перемещаться внутри батареи, что дает возможность использовать ее даже на водном скутере.
Лодочные АКБ, изготовленные по технологии AGM и GEL, имеют схожую конструкцию. Многие модели, представленные на российском рынке, которые называются гелевыми, по сути являются AGM аккумуляторами. Дело в том, что обе разновидности относятся к свинцово-кислотному классу батарей, отличаясь лишь составом электролита.
В герметичный пластиковый корпус помещаются свинцовые пластины, промежутки между которыми заполняют раствором серной кислоты (электролитом). Современные лодочные аккумуляторы AGM между пластинами имеют пористый материал, который, впитывая серную кислоту, сам становится электролитом.
А батареи с маркировкой GEL заполняются густым составом.
Как правило, аккумуляторы для водных транспортных средств имеют максимальный уровень отдачи электроэнергии. Это обусловлено необходимостью длительного обеспечения электродвигателя без подзарядки.
Имея менее емкие батареи, катера и другие суда не были бы рассчитаны на длительные прогулки вдали от берега. Ведь все жизненно необходимые системы водного транспорта, такие как навигация, управление и другие работают только при наличии электроэнергии.
Поэтому лодочные АКБ намного превосходят по своим показателям обычные батареи.
Надежная защита лодочного аккумулятора
Еще одной отличительной чертой таких аккумуляторов является полная герметичность корпуса. Многие лодочные АКБ являются необслуживаемыми, то есть не имеют специальных отверстий для замены электролита.
Это условие исключает любое попадание влаги внутрь батареи, тем самым продлевая ее срок эксплуатации. Уровень их саморазряда сведен к минимуму для увеличения количества циклов разряда и заряда.
Корпус изготавливается из прочных полимерных материалов, препятствующих нарушению герметичности при сильных вибрациях и даже при значительных механических ударах.
Таким образом, аккумуляторы для катеров, яхт и лодок характеризуются высокими пусковыми токами, значительной емкостью, устойчивостью к глубокому разряду, намного превосходя по данным показателям аккумуляторы для автомобилей.
Аккумуляторные батареи для водных транспортных средств выполняются в герметичных прочных корпусах с высокой ударо- и виброустойчивостью и не требуют обслуживания.
При правильной эксплуатации такие батареи могут служить до 10 лет и более, успешно перенося хранение в надлежащих условиях.
В нашем магазине Вы всегда найдете лодочный аккумулятор с показателями, оптимальными для Вашего плавсредства. Доступные цены и качественный современный сервис сделают приобретение у нас аккумулятора полезным и приятным делом. Нужен аккумулятор для катера, яхты, моторной лодки? – Обращайтесь к нам прямо сейчас!
Источник: https://www.autoakb.ru/ship/
AGM или GEL (гелевый) аккумулятор. Основные различия. Это не одно и тоже
Не так давно я писал про AGM аккумулятор, многие в принципе даже и не догадывались про эту технологию, другие стали писать – «да ладно это же обычный гелевый АКБ».
Однако это не совсем правда, да действительно сейчас существуют еще более продвинутые батареи, у которых внутри электролит совершенно другой, да и конструкция отличается от всем нам известных аккумуляторов, носят они аббревиатуру GEL (от слова «гель»).
И знаете, разница между AGM и GEL действительно есть, и она существенна, не смотря на «схожесть конструкции»
- AGM технология
- GEL технология
- Пусковые токи
- Сравнение по ценам
Оба типа АКБ новые, и как я уже писал в предыдущей статье, каждая старается обойти конкурента. Вот и гелевые аккумуляторы, получаются сейчас более совершенные, нежели AGM, хотя схожесть просматривается. Для начала я немного повторюсь про строение и той и другой батареи, затем мы с вами выведем — что же лучше.
ИТАК, поехали:
AGM технология
Если вы еще не переходили по ссылке на верху (а зря), тогда читайте здесь. AGM – это батарея построенная на так называемых абсорбирующих стеклянных матах, многие считают что это просто стеклоткань – может быть и так, но производители держат ее секрет в тайне.
Все дело в том — что эта стеклоткань, держит внутри электролит, не дает ему испариться и растечься, однако пропитывает свинцовые пластины нужным электролитом. Кстати и пластины располагаются в таких батареях достаточно плотно, между ними идут маты из стеклоткани, это повышает емкость батареи. Из-за того что электролит заперт внутри, АКБ можно ставить как угодно на любой бок, есть небольшое ограничение – нельзя ставить вверх ногами.
Пластины сделаны из чистого свинца (высокой степени очистки), поэтому электрическое сопротивление внутри небольшое, что позволяет быстро заряжать аккумулятор, и быстро его разряжать — выдавая очень высокие токи.
Хочется отметить — что это необслуживаемые АКБ, при заряде они не выделяют испарения (ни кислорода, ни водорода) что делает их 100% безопасными – можно применять даже в салоне автомобиля, а также внутри дома, для альтернативных систем (солнечная, ветровая).
Срок службы по сравнению с обычными типами, увеличен примерно в два раза, от 5 до 10 лет. Стоит отметить стойкость к глубоким разрядам. Эти АКБ способны выдерживать – 190-210 циклов разряда «в ноль» (100%), до 340 в 50% и до 850 в 30%. Это достаточно высокие показатели, а если разряд будет на уровне 20% то эта батарея может вообще это не почувствовать, обычные аккумуляторы не желательно просаживать уже на 15% от емкости.
Особенно хорошо чувствует себя в зимние периоды, токи которые может одномоментно отдавать выше в 2 – 3 раза, чем у обычных АКБ (может достигать 900А), а поэтому запуститься практически любой исправный двигатель в мороз. Кстати как их правильно заряжать, читаем здесь.
GEL технология
Многие считают это одно и тоже с AGM, другие говорят, что внутри гелий – но и те и другие не правы.
GEL – от слова «гель», а не гелий (хотя такие батареи тоже есть). Здесь совершенно другой принцип устройства электролита.
Также есть два комплекта пластин – отрицательных и положительных, но вместо электролита между ними заливается специальный гель (как говорят производители это — силикагель), когда он застывает, превращается в твердое вещество, с огромным количеством пор внутри (это делается на уроне производства).
Этот гель удерживает внутри электролит. Благодаря тому, что он заполняет все поры и пространство внутри, пластины получаются, как бы обернуты в него, что увеличивает их срок службы, потому как они практически не осыпаются.
В таких АКБ нет короткого замыкания вследствие осыпания пластин, что уже намного увеличивает срок службы.
Пластины у GEL батарей также сделаны из чистого свинца, у которого нет высокого сопротивления, они также прекрасно набирают заряд и отдают большие токи в единицу времени.
У гелевых батарей еще больше увеличен срок службы, так средняя батарея может прослужить минимум 7 лет, а на пять лет дается гарантия, максимальный срок работы по заверению некоторых производителей может достигать 15 – 20 лет. «GEL» прекрасно справляются с глубокими разрядами (на 100%), они выдерживают от 340 до 400 таких циклов полного разряда или 550 – 600 циклов до 50%, и около 1300 глубина 30%.
Как видите это вполне конкурентная технология.
Пусковые токи
Здесь перевес полностью на стороне более совершенных гелевых АКБ, если сравнить их токи с AGM, то разница будет почти в 1,2 — 1,5 раза.
Если AGM может выдать примерно 500 – 700 Ампер.
То GEL выдает уже от 700 до 1000 Ампер
Справедливости ради стоит отметить, что обычные кислотные аккумуляторы работают зачастую на токах в 300 – 400 Ампер, так что даже 500 – 700 Ампер будет «за глаза» для холодной зимы.
Сравнение по ценам
Вот здесь «пальму первенства» держит «АГМ» технология, они стоят относительно недорого, начальная стоимость от 6500 рублей! Конечно обычный «кислотник», можно купить и за 3000 – 3500 рублей, но у него будут ниже пусковые токи, а также небольшой срок службы.
Батареи по технологии GEL, стоят сейчас неподъемных денег, а именно начальная цена от 15000 рублей, а максимальная которую я мог видеть в магазинах примерно 27000 рублей, правда это была емкость в 80 Ам/ч и пусковой ток около 1000 Ампер. Но и гарантия на такие АКБ будет минимум 5 лет (а я видел и 7-10 лет), работать он будет у вас долго.
Так что решать определенно вам, за хорошую батарею нужно и платить хорошо.
Как видите, эти аккумуляторы схожи отсутствием жидкого электролита, а также чистого свинца в строении пластин. Но основная технология все же различна – AGM «маты» из стекловолокна между пластинами в них электролит. В GEL – матов нет, залит гель, который затвердевает и держит электролит, также не дает пластинам соприкасаться.
Источник: http://avto-blogger.ru/akb-avto/agm-ili-gel-gelevyj-akkumulyator.html
Маркировка автомобильных аккумуляторов
Маркировка аккумуляторов для автомобилей, производимых различными компаниями, существенно различается, как различаются и сами аккумуляторные батареи.
Для различных автомобилей выпускаются очень разные аккумуляторные батареи как по электрическим характеристикам, так и по габаритным размерам. В разных странах приняты свои требования по нанесению технической информации на аккумуляторы.
Обязательные требования к маркированию аккумуляторных батарей описываются в нескольких международных стандартах.
Сами производители батарей стремятся вынести на корпус АКБ всю необходимую информацию:
- наименование и фирменный знак завода — производителя;
- маркировку значения номинального напряжения АКБ;
- маркировку значения ёмкости аккумуляторной батареи;
- тип батареи по одному или нескольким международным стандартам;
- количество банок батареи;
- знаки полярности клемм аккумулятора;
- дату производства аккумулятора;
- предупреждающие знаки по эксплуатации и транспортировке.
В этой статье мы подробнее остановимся на описании следующих видов маркировки аккумуляторных батарей:
- российская маркировка аккумуляторов;
- европейская маркировка аккумуляторов;
- азиатская маркировка аккумуляторов;
- американская маркировка аккумуляторов.
Маркировка российских аккумуляторных батарей
Маркировка российских аккумуляторных батарей осуществляется в соответствии с ГОСТ 959-91 и имеет следующий схематический вид: «А Б С Д».
В маркировании типа «А Б С Д» использованы следующие обозначения:
- «А» — количество элементов (банок) аккумуляторной батареи, при этом принято, что один элемент дает 2 вольта, цифра «6» означает 6 элементов по 2 вольта, то есть 12 вольт;
- «Б» — буквенное обозначение типа аккумулятора, «СТ» — означает стартерный тип батареи;
- «С» — номинальная общая ёмкость аккумулятора, выраженная в ампер-часах, «60» означает ёмкость в 60 ампер-часов, «65» означает ёмкость в 65 ампер-часов;
- «Д» — тип исполнения батареи и материал изготовления.
Расшифровка символа «Д» для определения типа аккумуляторной батареи.
№ | Маркировка | Расшифровка маркировки аккумулятора |
1 | А | аккумулятор с общей крышкой |
2 | З | аккумуляторная батарея «залита» и полностью заряжена |
3 | Э | корпус аккумулятора выполнен из эбонита |
4 | Т | корпус выполнен из термопластичного материала |
5 | М | в аккумуляторной батареи использован «мипласт» |
6 | П | использованы полиэтиленовые сепараторы |
Маркировка европейских аккумуляторных батарей
Маркировка европейских аккумуляторов, как правило, соответствует международному стандарту DIN. Данный стандарт подразумевает использование пяти цифр. Существует и стандарт ETN или девяти цифр для маркирования автомобильных аккумуляторов.
Пятизначный код маркировки определяет следующие параметры:
- первые три цифры определяют ёмкость АКБ, для определения ёмкости нужно из значения первых трех цифр вычесть число 500;
- последние две цифры определяют тип аккумуляторной батареи.
В типе батареи может быть зашифровано:
- вариант исполнения аккумуляторной батареи;
- тип и размер клемм подключения;
- тип элементов крепления батареи и элементов для переноски;
- значение вибропрочности;
- тип отвода газов в батарее.
Девятизначный код маркировки ETN определяет следующие параметры:
- первая цифра маркирования определяет диапазон значения ёмкости аккумулятора;
- вторая и третья цифра определяют значение ёмкости батареи внутри диапазона, при этом если первая цифра «6», то нужно добавить 100 Ач, если первая цифра «7», то нужно добавить 200 Ач;
- четвертая, пятая и шестая цифры этого типа маркирования определяют тип конструктивного решения и виды использованных материалов;
- последние три цифра определяют значение, равное одной десятой от значения тока холодной прокрутки.
На аккумуляторы европейского производства могут быть нанесены и дополнительные маркировки. Приводим таблицу некоторых обозначений, позволяющих лучше маркировать АКБ.
№ | Маркировка | Расшифровка маркировки на аккумуляторных батареях |
1 | 12 V | Напряжение 12 Вольт |
2 | 60 Ah | Ёмкость аккумулятора 60 ампер-часов |
3 | R.C. 60 min | Резервная ёмкость АКБ равна 60 минутам |
4 | LOAD TEST 200 | Может выдержать кратковременную нагрузку в 200 Ампер для пуска двигателя автомобиля |
5 | CCA | Маркируется значение максимального тока пуска двигателя в зимних условиях |
6 | BCI | Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу Battery Council International |
7 | IEC | Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу International Electrotechnical Commission |
8 | DIN | Значение максимального тока холодного пуска, измеренного по методу Deutche Industri Normen |
Маркировка азиатских аккумуляторных батарей
Азиатские производители аккумуляторов используют стандарт JIS для маркирования батарей. Эта маркировка достаточно сложная, для её полной расшифровки необходимо использовать специальные таблицы.
Эта азиатская маркировка аккумуляторов обычно имеет шесть символов:
- первые две цифры маркируют ёмкость АКБ, умноженную на поправочный коэффициент;
- третий символ маркера — это буква, позволяющая маркировать тип формы батареи и соотношение между размерами;
- четвертый и пятый символ маркировки определяют один базовый размер в сантиметрах (обычно так маркируется длина АКБ);
- шестой символ имеет значение R или L и определяет расположение отрицательной клеммы.
Для подбора европейского аналога азиатских аккумуляторов нужно использовать дополнительные таблицы примерного соответствия параметров. Следует помнить, что ёмкость батареи, указанная по азиатскому способу маркирования, ниже европейского значения. Так значение «55» на японских аккумуляторах соответствует примерно значению ёмкости 45 Ач на российской или европейской маркировке.
Маркировка американских аккумуляторных батарей
Американская маркировка аккумуляторных батарей выполняется в соответствии со стандартом SAE. Однако могут быть использованы и другие типы маркирования.
Стандартная американская маркировка АКБ состоит из одной буквы и пяти цифр, имеющие следующие значения:
- первая буква маркирует тип АКБ, символ «А» означает автомобильный тип;
- первые две цифры маркировочного кода определяют типовой размер АКБ;
- последние три цифры задают значение тока холодной прокрутки в амперах.
Дополнительно на батареи могут быть нанесены значения резервной ёмкости АКБ, время снижения напряжения АКБ до 10 вольт при разряде фиксированным током 25 ампер и другие параметры.
Приводим небольшой видеоролик по типам маркировки автомобильных аккумуляторов.
Наш совет: Перед тем, как покупать новый аккумулятор и сверять маркировку аккумуляторной батареи, можно попытаться восстановить старый АКБ, используя современные технологии и оборудование.
Источник: https://skat-ups.ru/articles/markirovka-avtomobilnyh-akkumulyatorov/
Всё про аккумуляторы для легковых автомобилей
Аккумулятор (аккумуляторная батарея или АКБ) – один из основных узлов автомобиля. Как и все сложные устройства, аккумуляторы периодически выходят из строя и нуждаются в замене. В этой статье будут рассмотрены все вопросы, интересующие автолюбителей, приобретающих аккумулятор для своего автомобиля.
Функции автомобильного аккумулятора
Три функции, которые выполняет аккумулятор в вашем автомобиле:
- подача энергии на стартер для запуска двигателя,
- питание электроприборов автомобиля, когда двигатель выключен (например, сигнализации, освещения и т. д.)
- подача энергии во время повышенного запроса (например, при включенном кондиционере), когда мощности генератора недостаточно.
Что собой представляет аккумулятор?
Для всех легковых автомобилей используются АКБ с номинальным напряжением 12 В, состоящие из шести 2-вольтовых элементов, соединенных в единую батарею.
Внутри каждого элемента находится электролит – раствор серной кислоты в воде. В электролит погружены решетки из свинцового сплава, в которые впрессовано активное вещество. В современных АКБ используется сплав свинца с сурьмой и/или металлическим кальцием, повышающими устойчивость к коррозии. Решетки разделены пористыми изоляторами, предотвращающими короткое замыкание.
При подключении энергопотребляющих приборов внутри батареи оксид свинца и серная кислота вступают в реакцию, в результате которой происходит выделение энергии, а свинцовые контакты покрываются слоем сульфата свинца. Сера из электролита расходуется на образование сульфата, процент серной кислоты в растворе снижается и аккумулятор разряжается. В процессе зарядки происходит обратная реакция, в результате которой восстанавливается плотность электролита.
Малосурьмянистые, кальциевые и гибридные
В современных АКБ уже не используются свинцовые пластины, как в их старых предшественниках.
Для увеличения срока службы аккумулятора в свинец добавляются лигатуры: сначала это была сурьма, затем процентное содержание сурьмы уменьшили, создав малообслуживаемые аккумуляторы.
В более новых моделях стал использоваться металлический кальций, которым покрывают пластины анода и катода, а затем появились гибридные аккумуляторы, в которых кальциевые лигатуры есть только на аноде, а катод изготовлен из малосурьмянистого свинца.
Огромным плюсом кальциевых аккумуляторов стала возможность уменьшить потери воды во время заряда: если раньше электролиз воды начинался на 12 вольтах, то добавки кальция позволили поднять возможное напряжение до 16 вольт. Таким образом, при перезаряде вода не «выкипает», а значит, не требуется долив.
Однако, кальциевые АКБ имеют и существенный минус: они крайне чувствительны к полному разряду, в результате которого на катоде образуется слой сульфата кальция, не разлагающегося в процессе зарядки, в отличие от сульфата свинца. В итоге, кальциевый аккумулятор требует тщательно отлеживать уровень заряда.
Преимущества кальциевых аккумуляторов перед малосурьмянистыми позволили создать необслуживаемые модели, а в комбинированных был устранен один из главных недостатков кальциевых, так как на плюсовом электроде есть только сурьмянистая лигатура.
Кальциевые аккумуляторы обозначаются на корпусе как Ca-Ca, а гибридные как Ca+.
Маркировка гибридного аккумулятора с пометкой Са+.
Типы АКБ: с жидким и гелевым электролитом
На сегодняшний день существуют два основных типа аккумуляторов, которые различаются видом электролита.
Жидкостные – всем привычные устройства, в которых, как понятно из названия, электролит представлен в жидком виде. Проблемы их всем известны: необходимость отслеживать уровень электролита, деградация батареи после определенного количества циклов глубокого разряда, сравнительно высокое внутреннее сопротивление.
Одним из недостатков были и жесткие правила эксплуатации. Например, такой аккумулятор очень чувствителен к вибрации, его можно было переносить только осторожно, не наклоняя больше чем на 40°. Жидкостные аккумуляторы постепенно уходят в историю по мере появления на рынке новых, более прогрессивных конструкций.
AGM – новое поколение АКБ. Электролит в них находится не в виде свободной жидкости, а пропитывает пористые пластины-сепараторы из стекловолокна. Такая технология дает сразу несколько преимуществ:
- вода из электролита не испаряется: образующиеся при электролизе кислород и водород остаются в пористом материале и снова вступают в реакцию,
- намного меньше внутреннее сопротивление: пропитанная электролитом пористая пластина имеет лучшую проводимость,
- способность выдавать намного большие токи,
- прижатые друг к другу пластины электрода и сепаратора препятствуют отслоению активного вещества с решеток, благодаря чему такой аккумулятор выдерживает намного больше циклов глубокого разряда,
- лучшие эксплуатационные характеристики (меньше страдает от вибрации, можно эксплуатировать в наклонном положении),
- отсутствие необходимости в регулярном доливе электролита,
- безопасность при вскрытии корпуса,
- значительно дольше срок эксплуатации.
Изначально AGM предназначались для автомобилей тяжелых условий эксплуатации с повышенным энергопотреблением. Но автолюбители всё шире используют эту новинку на своих авто, и сегодня жидкостные аккумуляторы уже почти ушли с рынка.
Несмотря на то, что AGM предполагает использование стекловолокна, такие АКБ называют гелевыми, по аналогии с аккумуляторами технологии GEL для некоторых устройств. GEL аккумуляторы не выпускаются для автомобилей, и под понятием «гелевые» обычно подразумевается именно технология AGM.
Строение AGM аккумулятора
Емкость аккумулятора
Одна из главных технических характеристик – номинальная емкость АКБ – это количество электроэнергии, которое полностью заряженный аккумулятор отдает в течение определенного времени. Чем выше этот показатель, тем дольше электроприборы автомобиля смогут проработать на одном заряде.
Емкость измеряется в ампер-часах (Ач, А∙ч, Ah). Это означает, что, например, аккумулятор емкостью 60 Ач сможет отдавать энергию в 1 ампер в течение 60 часов, или 2 ампера 30 часов и т.д.
Существует также понятие резервной емкости: в течение какого времени аккумулятор при комфортной температуре (25°С) способен давать ток в мощностью 25 А. При этом напряжение будет постепенно снижаться, и конечным (минимальным) считается показатель 10,5 В. Указание резервной мощности впервые появилось на аккумуляторах производства США и постепенно всё чаще используется другими производителями.
Резервная емкость измеряется в минутах. Как правило, при номинальной мощности 60 Ач резервная составляет 90-100 минут – именно в течение этого времени автомобиль может ехать с выключенным (сломанным) генератором.
Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 л выбирается, как правило, АКБ емкостью до 60 Ач. Чем больше в автомобиле современного оборудования, тем более мощным должен быть аккумулятор. Как правило, осущесталяя подбор аккумулятора мо марке авто, лучше ориентироваться на рекомендации производителя автомобиля, не превышая рекомендованную емкость более чем на 5 Ач.
Выбор емкости аккумулятора в зависимости от типа автомобиля
Ток холодной прокрутки
Одно из самых ответственных испытаний для аккумулятора – запуск двигателя на морозе, когда моторное масло загустевает, коленвал двигателя проворачивается с трудом и нужно много энергии для стартера.
Пусковой ток (пусковая мощность, ток холодной прокрутки) – это мощность тока, которую может дать АКБ на морозе -18°С в течение первых 30 секунд. Чем выше показатель, тем больше шансов завести автомобиль после холодной зимней ночи. Для легковых автомобилей показатель пускового тока желателен не ниже 255 А для бензиновых и 300 А для дизельных двигателей.
Значения пускового тока определяются по нескольким стандартам:
EN – Евросоюз,
DIN – Германия,
Источник: https://dok.dbroker.com.ua/stati-i-obzory/elektrika_i_osveshhenie/165/akkumulyatory-ustroystvo-harakteristiki-ekspluataciya
Достоинства и недостатки гелевого аккумулятора
Любой двигатель автомобиля состоит из систем и механизмов, тесно взаимодействующих между собой. Но чтобы все системы и механизмы пришли в действие, и двигатель заработал, требуется принудительно привести в действие их.
Это в любом авто выполняется электростартером, входящего в систему электрообеспечения. Также при помощи этой системы производится воспламенение рабочей смеси в цилиндрах бензинового силового агрегата.
Дополнительно система электрообеспечения отвечает за работу всех электроприборов авто.
Популярный гелевый аккумулятор Varta Ultra Dynamic
Когда двигатель запущен, энергообеспечение производится от генератора авто, которые приводиться в действие от коленчатого вала. Но если двигатель остановлен, генератор электроэнергию не вырабатывает, и обеспечение электроэнергией авто ложиться на внешний источник электропитания – аккумуляторную батарею, сокращенно АКБ.
АКБ – источник питания электроэнергией бортовой сети, которая вырабатывается и накапливается в самом аккумуляторе за счет химических процессов. Является устройством многоразового пользования, аккумулятор при надобности отдает энергию на источники бортовой сети авто. Больше всего заряда батареи расходуется на запуск мотора, после запуска аккумулятор восстанавливает свой заряд от генератора.
Часто даже уже на запущенном двигателе, АКБ приходится частично отдавать свой заряд на поддержание напряжения в бортовой сети. Происходит это, когда помимо системы зажигания бензинового мотора, которая запитывается при работающем двигателе, подключено дополнительно большое количество электроприборов бортовой сети. Генератор в таком случае уже не способен полностью обеспечить энергией сеть и часть ее забирается из аккумуляторной батарей.
Самыми распространенными являются кислотные аккумуляторы. Химическая реакция в них происходит с использованием электролита – смеси кислоты с водой. Но эти АКБ обладают рядом недостатков, среди которых требуемое обслуживание, постоянный контроль за состоянием заряда, выделение опасных паров при подзарядке, соблюдение положения АКБ в авто для предотвращения вытекания электролита, и возможное вытекание его при пробое корпуса.
Гелевые аккумуляторы. Плюсы и минусы
Недавно появились на авторынках новые вид аккумуляторов – так называемый гелевый аккумулятор. Принцип действия гелевого аккумулятора идентичен кислотному, разница лишь в электролите. В гелевых аккумуляторах в электролит добавлены химические элементы, которые обеспечивают ему состояние геля. То есть данный электролит находится в желеобразном состоянии.
У гелевых аккумуляторов немало достоинств по сравнению с обычными кислотными АКБ
Конструктивно у гелевых АКБ имеется ряд преимуществ перед кислотными:
- Гелевые аккумуляторы не требуют обслуживания (корпус их запаян, какие-либо технологические отверстия отсутствуют);
- В случае пробоя корпуса электролит через трещину не вытечет;
- При их зарядке, благодаря запаянному корпусу, не происходит выделение ядовитых паров;
На данный момент производятся два типа гелевых аккумуляторов.
Конструкция автомобильного аккумулятора BOSCH с использованием технологии AGM
- Первый тип означается как GEL аккумуляторы. У этих АКБ желеобразное состояние электролита вызвано добавлением в него двуокиси кремния. Данные аккумуляторы обладают большим циклическим ресурсом. В некоторых случаях GEL аккумуляторы способны выдержать до 800 циклов заряда-разряда без потери энергоемкости.
- Второй тип гелевых аккумуляторов обозначается как AGM аккумуляторы. У этих батарей электролит тоже используется кислотный, но сам электролит находится в специальном сепараторе, сделанном из стекловолокна. Данный сепаратор удерживает в себе электролит, чтобы он не мог растекаться. Этот аккумулятор полностью безопасен от паров, поскольку он удерживается в порах сепаратора и дальнейшем снова используется в химических реакциях. Данные АКБ способны выдержать цикл заряда разряда свыше 400 раз.
Гелевые аккумуляторы Duracell и их устройство
Рабочие положительные качества гелевых аккумуляторов таковы:
- Большой цикл заряда-разряда этих батарей, следовательно, и большой срок службы – 10-12 лет;
- Не обязательная срочная подзарядка АКБ после глубоко разряда. У этих батарей не произойдет осыпание пластин электродов в случае глубокого разряда без быстрого восстановления заряда, как это бывает у обычных кислотных батарей;
- Если батарея простаивает без работы, потеря энергии у данных АКБ происходит значительно ниже, чем у кислотных. Потеря энергии бездействующего АКБ за год – примерно 20%.
Это все, конечно хорошо, но в гелевых аккумуляторов есть и недостатки, причем существенные.
- Первым недостатком является их чувствительность к напряжению заряда. Напряжение, подаваемое на гелевый аккумулятор должно быть не больше 14,4 вольта. При превышении этого значения происходит необратимое разрушения желеобразного электролита, если просто сказать – то электролит тает и восстановить его будет невозможно. А поскольку у многих авто диапазон напряжения в бортовой сети составляет 13-16 вольт, то применять гелевые батареи на них не рекомендовано.
- Вторым недостатком является чувствительность гелевого электролита к низким температурам. При значительном снижении температуры электролит еще больше застывает, что приводит к снижению его показателей в два и более раз. Так что при сильных морозах этот АКБ может силовую установку авто и не запустить.
- Также эти батареи очень «бояться» короткого замыкания. Даже незначительное и кратковременное кратковременное замыкание может полностью испортит батарею.
Гелевые аккумуляторы. Технические характеристики
Гелевый аккумулятор технические характеристики имеет такие же, как и обычный кислотный. При выборе такого АКБ важно учитывать некоторые показатели.
Рабочее напряжение – это напряжение электроэнергии на клеммах полностью заряженного АКБ. В гелевых батареях, предназначенных для использования на авто, обычно рабочее напряжение составляет 12 вольт.
Схематичное устройство гелевого аккумулятора
Емкость – характеристика батареи, указывающая на максимальное количество энергии, которая способна удерживать в себе батарея после полной зарядки. Данная характеристика измеряется в ампер-часах, и указывает на время, в течение которого батарея способна обдавать энергию с силой тока в 1 Ампер потребителям. Гелевые автомобильные аккумуляторы емкость обычно имеют, как и кислотные – от 55 до 150 ампер-часов.
Максимальный ток заряда – значение силы тока, которое можно устанавливать при подзаряде батареи. Превышение данного значения ведет к повреждению батареи. Данный показатель зависит от емкости батареи. К особенностям гелевых аккумуляторных батарей также относиться и возможность заряда при больших показателях силы тока, чем кислотные. У некоторых батарей максимальный ток заряда может достигать отметки в 30 ампер.
Максимальный ток разряда – показатель, который характеризует какую максимальную силу тока способен обеспечить аккумулятор в течение 30 секунд. Эту характеристику также называют пусковым током. Данный показатель тоже зависит от емкости АКБ. Пусковой ток у автомобильных гелевых АКБ варьируется от 550 до 950 ампер.
Это основные у гелевых аккумуляторов технические характеристики. Хотя часто в документации к АКБ указывается также и температурный диапазон, при котором эти батареи без проблем.
Выбор гелевого аккумулятора
Перед приобретением гелевого аккумулятора нужно поинтересоваться, сможет ли он без проблем работать на авто. Для этого нужно замерить напряжение, которое подается от генератора на батарею для ее подзарядки. Если данный показатель превышает допустимый, в 14,4 вольта, лучше от приобретения отказаться.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Гелевые аккумуляторы Как выбрать гелевый аккумулятор
Далее в технической документации автомобиля следует узнать, батарея какой емкости и силы пускового тока оптимально подходит для авто. Аккумулятор с большими показателями использовать на авто можно, а вот с меньшими – не рекомендуется.
Важно у приобретаемой батареи проверить выходное напряжение на клеммах, оно должно соответствовать заявленному в документации.
И хоть обычно гелевые аккумуляторы по габаритным размерам меньше кислотных, все же лучше замерить, подойдет ли он в аккумуляторную нишу автомобиле.
Следует также учитывать расположение клемм на батарее, иначе придется впоследствии удлинять провода, идущие к батарее, чтобы ее подключить.
Источник: http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/dostoinstva-i-nedostatki-gelevogo-akkumulyatora/
Гелевый аккумулятор для авто. Плюсы и минусы
Источник питания — важный элемент в цепи электрооборудования автомобиля. Каждый АКБ имеет срок годности, по истечении короткого теряет свои свойства, перестает обеспечивать бортовую сеть стабильным напряжением, в крайних случаях — выводит из строя отдельные детали и узлы электросети.
Что такое гелевый АКБ
Гелевый аккумулятор представляет собой свинцово-кислотный источник питания, где электролит находится в гелевом, адсорбированном состоянии между пластинами. Называемая Gel-технология обеспечивает максимальную герметичность батареи, а также не обслуживаемость источника питания, принцип действия которого мало чем отличается от обычных АКБ.
В обычных аккумуляторах, свинцово-кислотных, применяется смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Gel-аккумулятор отличается тем, что в нем раствор — гелевый, который получается за счет применения силиконового загустителя, который и образует гель.
Конструкция гелевых АКБ
В устройстве аккумулятора применено несколько высокопрочных цилиндрических пластмассовых блоков, которые соединены между собой, образует единый источник питания. Детали гелиевого аккумулятора:
- электрод, положительный и отрицательный;
- набор пористых пластин-сепараторов, которые выполнены из диоксида свинца;
- электролит (раствор серной кислоты);
- клапана;
- корпус;
- клеммы “+” и “-” цинковые или свинцовые;
- мастика, заполняющая пустое пространство внутри АКБ, придающее жесткость корпуса.
Как он работает?
В процессе работы двигателя в аккумуляторе возникает химическая реакция между электролитом и пластинами, результат которого должно стать — образование электрического тока. Когда гелиевый АКБ долго не работает, возникает долгий процесс сульфатации, который за год лишает 20% заряда, зато срок службы такового — около 10 лет. Принцип работы ничем не отличается от стандартной батареи.
Технические характеристики Gel-аккумуляторов
Выбирая для своего автомобиля такой АКБ необходимо знать его характеристики, а именно:
- емкость, измеряемая в ампер/час. Этот показатель дает понимание того, в течение которого времени батарея может отдать энергию силы тока в амперах;
- максимальный ток — указывает на допустимый порог тока в Вольтах при зарядке;
- пусковой ток — указывает на максимальный ток разряда при запуске ДВС, который будет, в пределах указанного зачнения (550А/ч, 600, 750 и тд) обеспечивать стабильную силу тока в течение 30 секунд;
- рабочее напряжение (на клеммах) — 12 Вольт;
- вес АКБ — варьируется от 8 до 55 килограмм.
Маркировка гелевых АКБ
Крайне важный параметр при выборе аккумуляторов — год его выпуска. Года выпуска маркируются по-разному, зависимо от производителя источника питания, описание всех параметров АКБ производится на специальной наклейке, например:
- VARTA — на таком АКБ год выпуска маркируется в производственном коде, четвертая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц;
- OPTIMA — на наклейке выбит ряд цифр, где первая цифра обозначает год выпуска, а следующая — день, то есть это может быть “9” (2009) год и 286 месяц;
- DELTA — на корпусе выбита штамповка, которая начинает отсчет с 2011 года, этот год выпуска будет обозначаться буквой “А”, и так далее, вторая буква — месяц, также начинает от “А”, а третья и четвертая цифра — день.
Срок службы
Средний срок службы, при котором можно эксплуатировать гелевый АКБ — около 10 лет. Параметр может менять в ту или иную сторону в зависимости от правильности эксплуатации, а также региона, где эксплуатируется авто.
Главный враг, снижающий срок годности АКБ — эксплуатация в критических температурных режимах. Из-за разности температур электрохимическая активность батарей колеблется — при возрастании возникает вероятность корродирования пластин, а при падение — к значительному уменьшению срока службы, равно как и чрезмерная зарядка.
Как правильно зарядить гелевый АКБ?
Такие батареи крайне уязвимы к неверным значениями силы тока и напряжения, поэтому при зарядке следует обращать на это внимание. А именно то, что обычное зарядное устройство для классических АКБ здесь не подойдет.
Правильная зарядка Gel-аккумулятор подразумевает использование силы тока, которая равна 10% от общей емкости АКБ. Например, при емкости 80 Ач допустимая сила тока зарядки — 8 Ампер. В крайних случаях, когда необходима быстрый заряд, допускается не более 30%. Для понимания, на каждой батарее есть рекомендации завода изготовителя, как необходимо заряжать АКБ.
Значение напряжения — также важный показатель, который не должен превышать 14,5 Вольт. Высокий ток спровоцирует уменьшение густоты геля, что приведет к ухудшению его свойств.
Обратите внимание на то, что гелиевый АКБ подразумевает возможность подзарядки с сохранением энергии, простыми словами: при зарядке 70% заряда его можно подзарядить, минимальный порог определяет завод-изготовитель, и указывает на наклейке.
Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов?
В отличие от гелевых, свинцово-кислотные АКБ могут заряжаться от любых ЗУ. Зарядное устройство должно обладать следующими характеристиками:
- возможность прекращения подачи тока, как только АКБ зарядится, исключая перегрев батареи;
- стабильное напряжение;
- температурная компенсация — параметр, корректируемый в условиях температуры окружающей среды и времени года;
- регулировка силы тока.
Вышеуказанные параметры соответствуют импульсному зарядному устройству, имеющему ряд необходимых функций для качественной зарядки гелевого аккумулятора.
Как выбрать гелевый аккумулятор
Выбор gel-акб производится по единому принципу для всех типов батареи. Все параметры, включая пусковой ток, напряжение и так далее, должны совпадать с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля, иначе есть риск недозаряда или наоборот, что одинаково разрушает батарею.
Какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный?
Относительно гелевого аккумулятора, свинцовые имеют ряд преимуществ:
- дешевая стоимость;
- широкий ассортимент, возможность выбрать самый дешевый или самый дорогой, брендовый вариант;
- широкий спектр характеристик;
- возможность восстановления и ремонта;
- простые правила эксплуатации;
- надежность, устойсовсть к перезарядам.
Относительно свинцовых, gel-АКБ имеют продолжительный срок службы, минимум в 1.5 раза, лучше устойчивость к глубокому разряду и меньшие потери за время простоя.
Какой АКБ лучше, гелевый или AGM?
AGM-батарея не имеет жидкого и даже гелевого электролита, вместо них применен кислотный раствор, пропитывающий стеклоткань, находящуюся между пластинами. За счет компактности такие АКБ могут быть высокоемкие.
Низкое внутреннее сопротивление позволяет быстро зарядить аккумулятор, однако и разряжается он также быстро из-за возможности выдачи высокого тока. Одно из главных отличий, AGM способен выдержать 200 полных разрядов.
Единственное, чем действительно Absorbed Glass Mat лучше, так это при зимнем запуске, поэтому на него стоит обратить внимание автомобильцам из северных холодных регионов. В остальном, GEL превосходит agm-батареи.
Как эксплуатировать и обслуживать гелевый аккумулятор?
Советы правильной эксплуатации просты:
- следить за стабильной работой генератора, а также систем электрооборудования, которые напрямую взаимосвязаны с АКБ, а именно вовремя проводить диагностику бортовой сети;
- эксплуатация и хранение при температуре от минус 35 до плюс 50 не должна превышать 6 месяцев;
- не доводите до глубокого разряда;
- обеспечивать чистоту корпуса в период эксплуатации;
- своевременно и правильно заряжать АКБ.
Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
Главные достоинства:
- длительный срок службы;
- большое количество циклов заряда и разряда (до 400);
- длительное хранение без существенной потери емкости;
- эффективность;
- безопасность;
- прочность корпуса.
Недостатки:
- необходим постоянный контроль за напряжением и силой тока, нельзя допустить замыкания;
- чувствительность электролита к морозам;
- высокая стоимость.
» Статьи » Гелевый аккумулятор для авто. Плюсы и минусы
Источник: https://avtotachki.com/gelevyj-akkumulyator-dlya-avto-plyusy-i-minusy/
Гелевые аккумуляторы DOMINATOR
Продаваемые на сегодняшний день гелевые аккумуляторы торгового бренда DOMINATOR из серии MARINE MASTER приписаны к морским видам. Они изобретены для работы в условиях, когда батареи на жидком электролите применяются с большими сложностями или вообще не могут работать.
Гелевые батареи DOMINATOR выпускаются в Америке
Современный гелевый аккумулятор считается аналогом свинцово-кислотной батареи, и имеет отличия:
- отсутствие надобности в сервисном обслуживании;
- улучшенная герметизация клапанов
- не открывающиеся клапана;
- отсутствие выделения кислорода и водорода (включая глубокий цикл). Причиной этого является использование реакции рекомбинации; ·возможность применения как тягового аккумулятора; ·невозможности вытечки электролита при применении в любом положении (долгая установка в перевернутом положении нежелательна).
К числу главных преимуществ в использовании элементов питания на гелевом электролите (в отличие от обычных батарей) относят следующие:
- ·невозможна утечка электролита;
- ·не требуются техническое обслуживание;
- ·допускается использование рядом со сверхчувствительным электронным устройством;
- ·повышенная надежность, что считается важным свойством для применения в море/трюме, так как выделение газов совершенно отсутствует;
- ·быстрый заряд и возможность его стопроцентного восстановления при полном разряде в период до одного месяца;
- ·отличное удобство эксплуатации гелевой батареи и легкость в монтаже даже в труднодоступных местах;
- ·отсутствует привычная вибрация пластин;
- ·отсутствует полностью сульфатация;
- ·на работу влага не влияет, может легко эксплуатироваться под водой (даже на десяти метровой глубине);
- ·для поддержки уровня требуемого электролита не нужен ни контроль, ни постоянный долив;
- ·при глубоком разряде отличные свойства если сравнивать с аналогами;
- ·быстрая возможность перезарядки; ·модели незаменимы как тяговые батареи;
- ·компьютерная, современная дизайнерская разработка решеток пластин, выполненных из запатентованного вещества, позволяет отдавать вырабатываемую максимальную мощность;
- ·гелевая батарея имеет малый саморазряд, не превышающий 1 % за месяц;
- ·уникальное соотношение качественных и ценовых показателей и времени безотказной эксплуатации (от десяти лет);
- ·утопленность в корпусе клемм, окисление батареи и ее протечку делает не возможным;
- ·производится только в Америке;
- ·разнообразие емкостных свойств, форм и габаритов.
Основные рабочие параметры, которыми обладают гелевые аккумуляторы DOMINATOR, заключаются в том, что вольтаж при заряде должно составлять 13,8 Вольт -14,1 Вольт при температуре 20-ть градусов. То есть в этом варианте есть необходимость в использовании восприимчивого к перепадам температур автоматического зарядного оборудования, обладающего регулируемым напряжением заряда.
Марка АКБ | Ном. ёмкость А/Ч | Пусковой ток, A | Размеры, мм ( длина х ширина х высота ) | Вес, кг | ||
ССА Пусковой ток при–18°С | СА Пусковой ток при 0°С | RC Резервная ёмкость | залитый | сухой | ||
12 вольт – гелевые (глубокий разряд + старт) герметичные – с гелевидным электролитом | ||||||
32 | 215 | 310 | 44 | 197х130х184 | 11,0 | — |
32 | 215 | 310 | 44 | 211х130х184 | 11,0 | — |
51 | 245 | 350 | 82 | 238х 140х235 | 17,1 | — |
74 | 410 | 575 | 132 | 260x171x232 | 24,3 | — |
86 | 505 | 700 | 160 | 305x171x232 | 28,7 | — |
98 | 550 | 780 | 180 | 330x171x236 | 32,5 | — |
98 | 550 | 780 | 180 | 330x171x236 | 32,5 | — |
183 | 970 | 1245 | 375 | 527х216х254 | 58,9 | — |
8 G 8 DM | 225 | 1150 | 1470 | 475 | 527x279x254 | 71,1 |
ССА — ток холодного запуска при -18 °C. Обозначается в Амперах. Ток, который по максимуму может отдавать заряженная батарея в течение полуминуты при напряжении от 7,2 Вольт и при -18 °C.
СА — ток пуска. Обозначается в Амперах. Показатель тока, который полностью заряженный аккумулятор способен отдавать на протяжении 30 секунд при напряжении от 7,2 Вольт и при нуле градусов.
RC — резервная емкость. Обозначается в минутах. Время разряда гелевой батареи 25 Ампер при +27 °С, за которое напряжение падает не меньше чем на 10,5 Вольт.
Конструктивные особенности гелевых источников питания
Гелевые аккумуляторные батареи считаются одним из видов элементов питания для оборудования разного предназначения. В первую очередь гелевые элементы питания используются в водной технике и стоят на яхтах, катерах, моторных лодках и других маломерных судах, способных самостоятельно передвигаться по водной поверхности. Корпус таких батарей выполняется полностью герметизированным, и в нем залит электролит гелевидный (электролит выполненный в виде геля).
Аккумуляторы гелевые имеют почти одинаковое конструкторское решение. При производстве корпуса батареи используется качественный твердый пластик и VLRA клапана, благодаря этому создатели добились прекрасной герметичности элемента. В качестве электродов установлены специальные пластины, в которых при выпуске применяют свинец/сплав свинца с другими специальными металлами.
Как и во всех батареях, электроды размещены внутри корпуса, и погружены в гелевидный электролит, представляющий из себя кислотную среду. За счет прямой связи электролита и пластин выполненных из свинца и получается выработка тока. После того как извне начинается подача напряжения на электроды, процесс химических взаимодействий начинает выполняться в обратном порядке.
На основании этого батарея может заряжаться.
Для недопущения замыкания свинцовых пластин между собой, между ними помещены сепараторы имеющие множество специально сделанных пор. Для гелевых элементов питания выпускаются сепараторы из материала — дюропластик. К одним из видов гелевых аккумуляторов относятся батареи, выпускающиеся с применением технологии AGM.
В элементах созданных этим методом применяется электролит взаимосвязанный со стекловолоконным веществом (когда электролитом материал пропитывается). Поэтому электролит из-за этого не может вытекать из корпуса аккумулятора при его переворачивании вверх дном. Ткань насыщенная раствором электролита располагается между электродами выполненными из свинца.
Плетеный материал и хорошие свойства волокон дает возможность задерживать в себе частицы раствора, не допуская их слив, а также увеличить эффективность процесса гидролиза.
Обслуживание гелевых аккумуляторов
Работа аккумуляторов данного вида связана с целыми факторами отличительных условий. Сначала надо понимать, что такого типа элементы имеют немалую цену, поэтому обслуживание аккумуляторов следует осуществлять с учетом всех правил установленных производителем и учитывая их конструктивные характерные черты.
Гелевые аккумуляторы DOMINATOR имеют полную герметизацию. При первых выпусках такие элементы питания создавались, как необслуживаемые элементы. Гелевый электролит на самом деле нельзя не дозалить или вылить из корпуса.
С этим связана отличная функциональная выносливость аккумулятора, возможность работы в любом положении при его установке на автомобиль.
Такие элементы питания хорошо зарекомендовали себя при применении на водной технике. Но имеются и недостатки такого элементов питания – ее перезаряд.
Несмотря на возможность гелевых аккумуляторов выдержать около 700 полных циклов разряд/заряд, что во много раз превышает параметры большинства кислотных аккумуляторов, отрицательное воздействие на них проявляет процесс перезарядки и воздействие большого вольтажа в этот момент.
При желании купить гелевый элемент питания, надо знать, что его техобслуживание будет немного отличаться от использования обычных аккумуляторов. В первом варианте для заряда необходимо специальный прибор, предназначенный именно для батарей этого класса.
И, невзирая на явно выраженные преимущества АКБ такого вида, они еще не очень пользуются популярностью у нас в стране, и не все обслуживающие компании могут правильно дать консультацию относительно зарядки указанных элементов. Главным моментом при их заряде является не допущение увеличения требуемого показателя напряжения зарядки больше порогового.
Создатели батареи указывают максимальный параметр на уровне 14,1-14,4 Вольт, и его увеличение потянет за собой неприятности. Элементы питания такого типа могут храниться длительный период в абсолютно разряженном виде, а также при минусовых градусах окружающей среды.
Но при их подзарядке при подаче большого напряжения осуществляется большое выделение газов, которые не могут возвратиться назад в таком, же количестве.
При работе в оптимальном порядке гелевые аккумуляторы DOMINATOR не выделяют газы, так как улетучиваться им наружу не дают специальные VLRA клапана и электролит (густой). В связи с этим применять эти аккумуляторы можно почти с любой техникой.
Даже когда произойдет сквозное повреждение целостности корпуса, батарея способна удерживать свою жизнедеятельность.
Но при подключении напряжения, больше нормы, от пластин, начинает отслаиваться гель, в итоге чего может возникнуть невозвратимый процесс, когда электролит уже не имеет возможности вернуться на назад, что не даст возможности АКБ из-за нарушения работоспособности отдавать ток.
Осуществлять заряд аккумулятора рекомендуется хотя бы один раз в полгода. Существенным является, то что нельзя останавливать процесс заряда до его полнейшего окончания. При его обрыве в последующем цикле заряда будет уже нельзя добиться требуемого заряда емкости аккумулятора. Также очень пристально надо следить за работой бортовой электроники и точности выработки генератором вольтажа.
Источник: https://www.sandar.ru/helium
Аккумуляторы гелевые, мультигелевые и AGM — в чем разница?
Впервые озадачившись выбором аккумулятора для ИБП, наши клиенты сталкиваются с тем, что в классификацию даже такой простой вещи производители смогли внести существенную путаницу.
В связи с этим возникает множество вопросов, к примеру:
- Какая батарея лучше: свинцово-кислотная или гелевая?
- Чем мультигелевый аккумулятор отличается от гелевого?
- Что такое AGM VRLA?
Для удобства поиска в нашем интернет-магазине мы обозначаем аккумуляторы так, как их маркирует производитель — чтобы вы могли легко найти нужную модель. Но если вы пока не определились с конкретной моделью и просто пытаетесь понять: какую аккумуляторную батарею для ИБП лучше приобрести, то вам поможет эта статья.
Виды аккумуляторов для ИБП и термины
Прежде всего нужно запомнить, что ВСЕ аккумуляторы, выпускаемые на данный момент промышленностью для ИБП являются свинцово-кислотными. Еще одни «пугающие» аббревиатуры — VRLA и SLA — обе относятся к аккумуляторам, которые применяются в источниках бесперебойного питания. Также такие батареи называются необслуживаемыми и герметизированными.
VRLA расшифровывается как Valve Regulated Lead Acid, в вольном переводе это означает Регулируемые клапаном свинцово-кислотные.
SLA означает Sealed Lead Acid, т. е закрытые (герметизированные) свинцово-кислотные.
Необслуживаемые — означает, что в АКБ этого вида не требуется следить за уровнем электролита и доливать воду, как, например, в автомобильных.
Обозначение герметизированные (герметичные) говорит о том, что из батареи этого типа не прольется электролит, даже если она опрокинется набок или будет испытывать тряску. Также герметичность позволяет эксплуатировать их в жилых помещениях: горючие пары, выделяющиеся в процессе работы аккумулятора, остаются «запертыми» внутри, и только при нарушениях условий работы может открыться аварийный клапан.
И все эти определения — не разные типы аккумуляторов, а один и тот же: VRLA / SLA необслуживаемые герметизированные (герметичные). Именно этот тип получил наиболее распространение в источниках бесперебойного питания. В других системах могут использоваться стартерные обслуживаемые и стартерные необслуживаемые, но о них мы сегодня говорить не будем.
Гелевые и AGM
Для того, чтобы достичь герметичности и устранить необходимость в обслуживании аккумуляторов для ИБП производители применяют две различные технологии: GEL (Gelled Electrolite) и AGM (Absorptive Glass Mat). Обе технологии обеспечивают рекомбинацию газов для сохранения объема электролита и его «связывание» во избежание выплескивания.
В гелевых аккумуляторах жидкий электролит доведен до желеобразной, вязкой консистенции путем добавления в него соединений кремния. В результате электролит не выплескивается при тряске, и не вытекает при незначительных повреждениях корпуса. Эта технология появилась первой, именно поэтому многие по старинке все герметичные необслуживаемые аккумуляторы называют гелевыми.
Распространено также бытовое название «гелИевые аккумуляторы», что в корне не верно. Газ гелий не имеет никакого отношения к аккумуляторным батареям.
Благодаря вязкому состоянию в гелевых АКБ происходит рекомбинация газов:
- В результате химической реакции вода в батарее распадается на водород и кислород.
- Ионы водорода и кислорода остаются в замкнутом пространстве батареи и, перемещаясь по микропорам и трещинам в геле, соединяются и снова образуют воду.
- Вода впитывается гелем, восстанавливается первоначальный объем электролита.
В итоге мы имеем батарею, в которую не нужно доливать воду, поскольку она практически не испаряется. Кроме того, не происходит газовыделение, поэтому АКБ может использоваться в жилых помещениях.
В AGM-аккумуляторах пространство между пластинами заполнено стекловолокнистыми матами, которые впитывают в себя электролит.
На фото — вскрытый AGM-аккумулятор, в котором можно рассмотреть те самые «Glass Mat» — стекловолоконные маты.
Благодаря этому достигаются практически те же цели, что и в гелевых: электролит не выплескивается и в порах наполнителя происходит рекомбинация газов, т. е. перед нами такая же необслуживаемая герметичная батарея, как и гелевая. Разве что при повреждении корпуса электролит, скорее всего, вытечет и повредит расположенное рядом оборудование. Именно поэтому в дорогих телекоммуникационных системах часто предпочитают использовать АКБ типа GEL VRLA.
Технология AGM — более новая, чем GEL.
Обратите внимание, что:
- И GEL, и AGM батареи являются свинцово-кислотными.
- Это две разные технологии.
А как же мультигелевые?
Мультигелевые аккумуляторы, по сути не являются отдельным типом источников питания. Чаще всего производители и торговые точки используют это название для AGM батарей.
Например, на фото ниже — аккумулятор Luxeon LX12120MG 12Ah (обратная сторона). В очень многих интернет-магазинах он продается под маркой «мультигелевый», о чем свидетельствует и маркировка «MG» в наименовании, однако производитель на самой батарее указывает что это: «Технологія: AGM, необслуговуєма батарея» (укр.) (Технология AGM, необслуживаемая батарея).
А учитывая что цена на мультигелевые аккумуляторы всегда ниже чем на гелевые, и это при том, что гелевая технология довольно дорогая — в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело именно с AGM.
Отличия гелевых и AGM аккумуляторов
Показатель | Гелевые | AGM |
Циклический ресурс | В 2-3 раза выше, чем в AGM (около 600 циклов) за счет вязкого электролита. Пластины остаются покрытыми им во время глубокого разряда, поэтому меньше подвержены коррозии. | Около 300 циклов заряд-разряд. |
Заряд | Очень требовательны к точности заряда, его превышение может привести к вспучиванию батареи. | Не так критичны к заряду, хотя превышение напряжения при заряде также может привести к кипению и вздутию батареи. |
Саморазряд | Величина саморазряда небольшая, поэтому подходят для применения там, где разряд происходит малыми токами в течение долгого периода | Саморазряд интенсивнее, чем у гелевых. |
Перегрев | Перегрев может вызвать взрыв батареи. | Перегрев не так критичен, но тоже опасен. |
Глубокий разряд | Хорошо выдерживают глубокий разряд. | Желательна эксплуатация при глубине разряда не более 30%. |
Пусковой и максимальный ток | Неспособны дать большие токовые величины, особенно стартовые, из-за высокого внутреннего сопротивления. | Пусковые токи больше. |
Короткие замыкания | Очень чувствительна к коротким замыканиям. | Менее чувствительна. |
Эксплуатация | В любом положении, кроме «вверх дном», мелкие повреждения корпуса не вызывают утечку электролита, за счет вязкости последнего. | В любом положении, кроме «вверх дном». |
Или коротко, в картинке:
Итак, в общем гелевые аккумуляторы прослужат дольше, чем AGM, в системах:
- где чаще происходит цикл разряд-заряд,
- где чаще допускается глубокий разряд,
- где до разряда проходит долгое время,
- где может быть критичным пролив электролита во время случайного повреждения корпуса.
Так как эти батареи более капризны и дороже стоят, в остальных случаях их можно с успехом заменить AGM АКБ.
А главное, — обязательно обращайте внимание на технические характеристики конкретной модели, которые заявлены производителем, они могут существенно отличаться для аккумуляторов разных торговых марок и ценовых категорий.
Источник: https://lantorg.com/article/akkumulyatory-gelevye-multigelevye-i-agm-v-chem-raznitsa
Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы
В последнее время на прилавках российских магазинов появляется всё больше гелевых автомобильных аккумуляторов, ещё называемых AGM. Они имеют ряд преимуществ перед моделями АКБ с жидким электролитом, как, впрочем, и ряд недостатков.
И один из таких недостатков заключается в том, что гелевые аккумуляторы требуют корректного проведения процесса зарядки. И нужно точно знать, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля.
Об этом мы и поговорим в данной статье, но сначала небольшое отступление о самих аккумуляторных батареях с гелевым наполнителем.
Что представляют собой гелевые аккумуляторы?
Стоит отметить, что этот тип АКБ не является революционным продуктом, а скорее эволюционным. Со времён появления первого аккумулятора пару веков назад специалисты постоянно работали над усовершенствованием его конструкции. Работы велись, как в направлении совершенствования состава пластин (из-за низкой механической прочности свинца), так и по усовершенствованию химического состава электролита (выкипание, изменение состава).
В результате появились аккумуляторы с гелевым наполнителем вместо жидкого электролита. Здесь речь идёт именно о «гелевых», а не о «гелиевых» АКБ, как их иногда ошибочно называют. Это те же свинцово-кислотные аккумуляторы, где электролит находится в гелеобразном состоянии. Принцип действия у них такой же, как и у батарей с жидким электролитом.
На сегодняшний день есть две основные технологии производства таких аккумуляторных батарей.
Это:
- Технология GEL. Здесь применяется силикагель и микропористый сепаратор;
- Технология AGM. Здесь стекловолокно используется для абсорбции электролита. Оно же одновременно выступает в роли сепаратора.
Продукты, сделанные по этим технологиям, применяются в автомобильной промышленности, судостроении, различных системах, где требуется обеспечение бесперебойного питания. На автомобилях пока ещё нечасто можно встретить АКБ с гелеобразным электролитом, а вот, к примеру, в скутерах и мопедах они получили широкое распространение. Для тех, у кого есть авто с таким устройством, важно знать, как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля.
Некоторые производители заявляют о сроке службы подобных аккумуляторов в 12–14 лет и эксплуатации их в любом положении, хоть «вверх ногами». Не все эти заявления соответствуют действительности. Давайте, посмотрим, какие на самом деле плюсы таких АКБ.
Вернуться
Преимущества гелевых аккумуляторов
Гелевый наполнитель обеспечивает при пуске высокий ток. Это достигается благодаря тому, что гелевый наполнитель хорошо облегает свинцовые пластины. Это очень выручает в холодное время года;
- При повреждении корпуса батареи не происходит утечки электролита. Естественно, при небольшом повреждении;
- Свобода в установке подобной аккумуляторной батареи. Можно устанавливать на вертикальной и наклонной поверхности, благодаря отсутствию жидкого электролита;
- Высокая степень безопасности этого типа АКБ;
- Аккумулятор этого типа выдаёт стабильные показатели напряжения и тока до снижения уровня заряда до 30 процентов от номинала;
- Некоторые производители сообщают, что их гелевые аккумуляторы могут пройти 600–700 циклов разряд – заряд, не потеряв ёмкости, а некоторые говорят и о тысяче циклов;
- Батареи этого типа отлично переносят холод и жару.
Вернуться
Недостатки гелевых аккумуляторов
- Длительная эксплуатация возможна лишь при чётком выполнении правил использования. Особенно это касается зарядки АКБ.
- Высокая точность напряжения при зарядке. Как следствие, требуется специальное зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения и тока;
- Высокая стоимость по сравнению со стандартными АКБ с жидким электролитом.
Теперь поговорим о том, как заряжать гелевые АКБ.
Вернуться
Как заряжать гелевый аккумулятор?
Чтобы зарядить гелевые АКБ, устройства, используемые для зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов с жидким электролитом, не подойдут. Требуется устройство с возможностью регулировки силы тока и напряжения. Это очень важно, поскольку гелевые аккумуляторы очень требовательны к напряжению заряда.
Внимание! Если превысить допустимое напряжение, то начнётся активное газообразование и гелевый наполнитель будет отслаиваться от пластин. В результате произойдёт вспучивание и выход батареи из строя.
Вернуться
Важные параметры и особенности при зарядке гелевого аккумулятора
Максимально допустимое напряжение заряда аккумуляторов составляет, как правило, 14,3–14,4 вольта. Но перед зарядкой вы должны уточнить это значение для своей АКБ. Посмотреть его можно на корпусе или в паспорте устройства. Обозначается оно, как cycle use.
На фото выделено максимально допустимое напряжение заряда гелевого аккумулятора
Так, для модели на фотографии выше cycle use составляет 14,1–14,4 вольта. Есть также и другое значение, обозначаемое как standby use.
На фото выделено напряжение, которое нужно подавать на гелевый аккумулятор для поддержки его в рабочем состоянии
Для модели на фотографии напряжение standby use составляет 6,75–6,9 вольта. Это напряжение, которое нужно подавать на АКБ в режиме ожидания для поддержания её в рабочем состоянии.
Что касается тока зарядки, то на корпусе и в документах на аккумулятор можно встретить следующее значение – max initial current.
На фото выделен максимально допустимый ток зарядки
Для образца на предыдущем изображении величина составляет 16,5 А. Не устанавливайте ток выше этого значения, иначе батарея будет выведена из строя.
И ещё один важный параметр, без которого не обойтись, это ток зарядки аккумулятора. Он вычисляется, как ёмкость АКБ / 10. Смотрите значение ёмкости в Ah.
На фото выделена емкость аккумулятора
Для модели выше ёмкость составляет 7 Ah. Соответственно, ток зарядки нужно установить 700 ma.
Вернуться
Порядок зарядки по шагам
Теперь непосредственно о том, как правильно заряжать гелевый аккумулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Важно! Если ваш гелевый аккумулятор обслуживаемый (а сейчас появились и такие), то выкрутите пробки с банок перед зарядкой;
- На соответствующем зарядном устройстве выставьте напряжение cycle use и нулевой ток;
- Подключить клеммы устройства к АКБ, соблюдая полярность;
- Установить ток зарядки (который мы вычислили выше) и следить за напряжением в процессе зарядки.
По мере того как аккумулятор будет заряжаться, напряжение будет расти. Если оно будет превышать cycle use, то уменьшите силу тока, насколько потребуется. В таких условиях аккумулятор полностью зарядится примерно за 10–12 часов.
Некоторые специалисты рекомендуют уменьшить ток зарядки в два раза и заряжать аккумулятор примерно сутки. Это увеличит срок эксплуатации АКБ.
Вообще, в продаже можно встретить зарядные устройства, которые способны самостоятельно отслеживать напряжение и снижать силу тока в случае необходимости. К тому же модели, которые компенсируют значение напряжения в зависимости от температурного режима.
Вернуться
Требования к зарядному устройству для гелевых АКБ
В заключение, давайте перечислим основные пожелания к зарядному устройству для гелевого аккумулятора.
- Возможность настраивать ток заряда;
- ЗУ (зарядное устройство) должно предназначаться для гелевых АКБ или иметь отдельный режим для работы с ними;
- Устройство должно иметь функцию температурной компенсации;
- Должен быть диапазон рабочих температур (обычно от +5 до +40);
- Крайне желательно ведение процесса заряда по стадиям в автоматическом режиме (3-4 стадии).
Вернуться
Что в остатке?
Вот, пожалуй, и все моменты по зарядке гелевых аккумуляторов. Можно добавить, что этот тип аккумуляторов имеет ряд неоспоримых преимуществ, по сравнению с обычными кислотными батареями. Но гелевые батареи требуют специальных зарядных устройств и большей внимательности при зарядке. При неаккуратной зарядке можно вывести их из строя или значительно сократить срок службы. Поэтому соблюдайте указанный порядок при заряде гелевого аккумулятора и он прослужит вам долго.
Опрос
Примите участие в опросе!
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваши отзывы о зарядке гелевых аккумуляторов, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться
Источник: https://akbinfo.ru/gelevye/kak-zaryazhat-gelevyj-akkumulator-parametry-i-osobennosti.html