Прозвонка проводов и кабелей (прибор)
В электромонтажных работах одним из ответственных этапов в работе считается подключение оборудования. От правильности выполнения всех операций на этом этапе зависит успешная эксплуатация всего комплекса электроустановок на предприятии.
Перед подключением производится прокладка силовых линий и кабелей, проводов цепей управления (цепи вторичной коммутации). Эти цепи соединяют между собой различные элементы оборудования с пультом управления и системой защиты. После окончания прокладки, перед подключением производится прозвонка, отдельных проводов и кабелей.
В статье расскажем, зачем нужна прозвонка проводов и кабелей, рассмотрим основные способы.
Понятие и цель прозвонки
Термин прозвонка появился при выявлении концов одной жилы в кабеле, для лучшего понимания приведем пример. Когда прокладывается кабель вторичной цепи с 12 жилами из которых каждая имеет свое функциональное назначение ошибки при подключении не допустимы. Это может привести к поломке дорогостоящего оборудования или невыполнению оборудованием определенных функций.
Основные способы прозвонки
Методы выявления зависят от марки кабеля и условий расположения, при цветной изоляции жил, проблем нет. Кабель подключается к оборудованию по цвету жил с обеих сторон. Сложность возникает, когда изоляция всех или нескольких жил в кабеле одного цвета, а кабеля немаркированные. Именно в таких случаях производится прозвонка, определяется принадлежность концов с обеих сторон кабеля к одной жиле, их целостность и делается маркировка.
Основные способы и оборудование:
- Прозвонка тестером, может выполняться одним человеком в пределах одного распределительного шкафа и на расстояниях до 100м;
- Цифровым мультиметром, используется в аналогичных условиях, прибор устанавливается в режим прозвонки или измерения сопротивления.
- Самодельным прибором с лампой и батарейками;
- Телефонными трубками с элементами питания в цепи.
- Понижающим рансформатором в комплекте с индикаторными или измерительными приборами.
Иногда можно использовать мегометр, но в низковольтных цепях это не рекомендуется из соображений безопасности, в приборе используется напряжение до 500В. Обычно это делается в сетях высокого напряжения на больших расстояниях, для проверки изоляции. статью: → «Как найти и устранить неисправности проводки: в доме, квартире?».
Прозвонка проводки тестером
Исторически сложилось так, что на начальном этапе развития электротехники, тестером назвали стрелочный комбинированный прибор, который включает в себя:
- Вольтметр;
- Амперметр;
- Омметр.
Потом в современные приборы добавлялись другие опции, электронный термометр, элементы световой и звуковой индикации, совершенствовали органы управления и методику применения. В результате вместо старого стрелочного тестера на смену пришла его современный аналог цифровой мультиметр с жидкокристаллическим дисплеем для отображения показаний. Одной из функций тестера является прозвонка проводов (проверка целостности провода).
Стрелочный комбинированный прибор Ц 4342-М1. Для того чтобы прозвонить провод стрелочным тестером надо внимательно изучить возможности прибора, как подключить измерительные щупы и в какое положение поставить переключатели на панели управления.
Ознакомьтесь с дискретным делением шкалы, на приборах различных моделей органы управления и шкалы отличаются. Рассмотрим методику прозвонки провода на примере стрелочного тестера Ц 4342-М1:
- Установить пакетный переключатель режимов измерения в положение 1кОм, на некоторых моделях есть Ом.
- Включите кнопку предохранителя, защита откалиброванных элементов схемы прибора от неправильного подключения. Если в режиме прозвонки цепи окажутся под напряжением.
- Нажмите кнопки режимов измерения при прямом и обратном токе, две черные кнопки в нижней части панели управления;
- Подключите провода щупов к центральной и правой клемам для измерения сопротивления;
- Для проверки работоспособности прибора, замкните щупы между собой, стрелка на шкале должна переместиться, слева на право, до упора. Измерения проводятся по шкале с обозначением кОм, вторая сверху. Если стрелка переместилась вправо к нулю, прибор работает.
Достоинства этого тестера в надежной защите и точности измерений, но в случае прозвонки, он работает как индикаторный прибор. Точных показаний тут не требуется, недостатками можно считать:
- сложность установки органов управления в нужный режим;
- большие габариты;
- Большая погрешность измерений при разрядке батарей, напряжение питания должно быть в пределах 3,5 – 4,5 В.
Проверка целостности провода в свернутом кабеле
Для прозвонки проводов в коротких шнурах или свернутом кабеле, достаточно зачистить изоляцию на проводах с обоих концов и начать измерения:
- Подключите щуп к проводу определенного цвета, второй щуп подключается к аналогичному проводу на другом конце. Если стрелка отклоняется в нулевое положение шкалы, провод исправен.
Прозвонка кабеля с цветными проводами, схематичное подключение щупов к одноцветным проводам на разных концах кабеля. А – изоляция кабеля. В – Отдельные жилы кабеля с цветной изоляцией.
- При одноцветных проводах или разложенном кабеле, где расстояние не позволяет работать тестером с разными концами одновременно, все провода на одном конце замыкают между собой.
- На другой стороне кабеля подсоединяют щуп к одному проводу и прозванивают все остальные провода через него, по очереди 1,2,3.
Прозвонка кабеля с проводами одного цвета
Недостаток этого метода в том, что нет возможности выделить каждую жилу в отдельности и промаркировать. Это надо делать, когда кабель свернут на одном месте или воспользоваться прозвокой с помощью трансформатора.
Прозвонка проводов мультиметром
Производители делают разные виды мультиметров, но принцип измерений остается один, отличаются только расположение органов управления и пределы измерений. Для проверки целостности проводов переключатель режимов измерений ставится в положение прозвонки, оно отмечается знаком диода или зуммера.
После чего процесс прозвонки осуществляется описанными выше методами. Целостность проводника кроме показаний на дисплее нулей (отсутствие сопротивления) сопровождается звуковым сигналом или светодиодным индикатором, это зависит от марки мультиметра.
статью: → «Как пользоваться мультиметром для чайников?».
Мультиметр GE 2524 в положении прозвонки
Щуп с черным проводом вставляют в разъем со значком заземления (корпус), красный выше, в разъем для измерения сопротивлений со значком Ома «Ω».
Недостатком многих цифровых мультиметров в режиме прозвонки является задержка звукового индикаторного сигнала при прикосновении к контактам. Необходимо зафиксировать щупы на проводе в течении 2-3 секунд, чтобы убедится в наличии контакта.
Это инертность в работе создает некоторые сложности в проверке целостности провода.
Мультиметры типа UNI-T имеют хорошие показатели в режиме прозвонки, звуковой индикатор срабатывает практически мгновенно при замыкании контактов.
По остальным параметрам UNI-T не уступает другим моделям в точности измерения и количеству опций. статью: → «Проверка цепей мультиметром или тестером».
Таблица сравнения характеристик мультиметров Fluke-179 и UNI-T UN61
Обратите внимание, что для всех приборов желательно использовать щупы с позолоченными стержнями. Они в отличии от стальных не подвержены окислению, обеспечивают надежный электрический контакт.
Прозвонка с использованием трансформатора
Этот метод эффективен при прозвонке развернутых уложенных кабелей с проводами одного цвета. При этом используются понижающие трансформаторы с различными напряжениями на отводах вторичной обмотки.
- Первичная обмотка трансформатора подключается к источнику 220В переменного тока;
- Начало вторичной обмотки к заземляющему контуру, на который замкнут экранирующая оболочка кабеля;
- Остальные отводы вторичной обмотки с различными напряжениями к концам проводов;
- На другой стороне кабеля мультиметром измеряют соответствующее напряжение между контуром заземления и проводами кабеля. Таким образом, производится проверка целостности жилы и маркировка.
Схема подключения кабеля к трансформатору для прозвонки. Мультиметр при этом устанавливается в режим измерения переменного напряжения. Рекомендуется использовать приборы западных производителей, так как в этом случае используется режим измерения, а не индикации.
Китайские мультиметры типа С-99 очень плохо откалиброваны, неточные измерения напряжения могут привести к ошибке, при маркировки кабеля. Поэтому для прозвоки кабеля с применением трансформатора, где производятся измерения напряжения лучше использовать стрелочный прибор типа Ц- 4342-М1.
Характеристики комбинированного прибора Ц 4342 М1:
Класс точности | 2,5/4,0 |
диапазоны измерений | |
Постоянный ток в мА | 0,05 — 2500 |
Переменный ток в мА | 0,25 — 2500 |
Напряжение в вольтах, постоянное | 0,1 — 1000 |
Напряжение в вольтах переменное | 1,0 — 1000 |
сопротивление при постоянном токе в кОм | 0,3 — 10000 |
уровень сигнала при измерении напряжения в дБ(-) | -10 до+15 |
диапазон частот в Гц | 45 — 2000 |
Источник: http://electric-tolk.ru/prozvonka-provodov-i-kabelej/
Как найти плюс в цепи автомобиля мультиметром
Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».
Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.
Распространенные неисправности электрооборудования машины
К автоэлектрике относятся различные системы, детали, устройства и элементы транспортного средства – система зажигания, аккумулятор и генератор, цепи бортового компьютера, предохранители, датчики, блоки реле, различные электронные датчики, автосвет, а также автоэлектроника – климатическая система, аудиосистема, автоматика и системы безопасности. Необходимо учитывать особенности автомобильной электропроводки для того, чтобы оперативно найти и устранить неисправность в бортовой сети.
К часто встречающимся проблемам с электрооборудованием относятся:
- Выход из строя аккумулятора. Это может быть следствием недостаточной плотности электролита, повреждений корпуса с протечкой электролита, разрушения пластин, значительного окисления клемм аккумулятора.
- Поломки генератора — обрывы обмоток, проблемы с реле напряжения, выход из строя диодного моста, износ щеток, подшипника.
- Проблемы с системой зажигания. Речь идёт о неисправностях свечей, катушки зажигания, об обрыве цепи или окислении контактной группы.
- Деформации электропроводки — окисление в местах соединения (вводах, контактах, клеммах), обрывы, разрушение изоляции проводов, короткое замыкание проводки, нарушение целостности скруток.
- Выход из строя компонентов электроники. Имеются в виду неисправности различных электротехнических приборов в цепях, устройствах и электрооборудовании авто (проводники, диоды, предохранители, конденсаторы).
Как проверить проводку
Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.
Используем мультиметр
Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.
Проверяем напряжение
Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:
- Установить мультиметр в режим вольтметра.
- Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
- Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.
Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.
Ищем короткое замыкание
После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.
Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:
- Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
- Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.
Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.
Проверяем качество заземления
В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.
Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:
- Отключение АКБ.
- Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
- Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.
Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.
Проверяем целостность цепи
Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов.
Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами.
В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.
Ремонт электропроводки автомобиля
Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой – учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.
Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.
Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из-за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов.
Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.
Замена проводки авто
При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.
Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени.
И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание.
При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.
Источник: https://chevroletcars.ru/info/kak-najti-pljus-v-cepi-avtomobilja-multimetrom/
Как проверить полярность проводов мультиметром
UPD: Вчера нашел время для подключения задних динамиков. Достал нужные провода из стойки взял тестер и принялся измерять.
Попытка 1: Ранее мне посоветовали найти минус, способом прозвона проводов слева и справа. Попытка оказалась неудачной. Общего минуса нет. Левые и правые провода между собой не прозваниваются.
Пробовал при выключенной и включенной магнитоле.
Попытка 2: При включенной магнитоле, на небольшой громкости решил проверить напряжение, а заодно и полярность на каждом из выходов, для правого и левого динамика. Данное действие меня немного смутило, так как тестер показывал напряжение всего 0.10 Вольта.
Зато сразу стала известна полярность для каждого из проводов:
Задняя левая дверь: оранжево-синий (МИНУС); сине-белый (ПЛЮС);
Задняя правая дверь: желто-зеленый (ПЛЮС); зелено-черный (МИНУС);
Проверка: Проверку выполнял следующим образом. Динамики в полке, полка на месте, провода к динамикам подключены.
Подключил в пороге согласно измеренной полярности: звук отличный, бас присутствует. Затем для проверки поменял полярность на одном из динамиков: звук изменился немного в худшую сторону, бас практически пропал.
После этого все хорошо заизолировал, проложил аккуратно провода от полки до порога, там где была гофра уложил провода обратно в гофру, прикрутил пластиковую облицовку стойки.Звук меня радует, большего пока не хочется. Может шумку попозже добавлю. Фоток не делал, так как фотик на телефоне без автофокуса, мелкие делали не берет.
Всем большое спасибо за советы! Удачи! Ровных дорог!
Мультиметр (ММ), часто называемый универсальным контроллером или тестером, позволяет проводить различные виды электрических измерений с помощью одного устройства. Каждому электрику, даже любителю, следует знать, как прозвонить провода мультиметром, проводить измерения напряжения, постоянного или переменного тока перед проведением ремонта электрооборудования.
Области применения мультиметра
Прибор чаще всего выполняет роль вольтметра, амперметра и омметра. Используется для проверки электрических сопротивлений или электрических компонентов. Они могут использоваться для тестирования батарей, бытовой электропроводки, электродвигателей и источников питания, а также в других измерительных приложениях:
- постоянного напряжения и тока;
- электрического сопротивления;
- ёмкости;
- частоты;
- для прозвонки проводов и кабелей машин;
- параметров транзисторов и диодов;
- переменного напряжения и тока;
- определение среднего и пикового значений;
- измерения сопротивления с постоянным напряжением;
- измерения сопротивления с постоянным током.
Виды измерительных тестеров
Мультиметр объединяет три разных типа счётчиков (амперметр, вольтметр и омметр) в одно устройство. Некоторые приборы могут выполнять другие типы измерений: например, могут измерять ёмкость конденсаторов, тестировать диоды или транзисторы.
Существует три типа мультиметров:
- Цифровой мультиметр (ЦММ), который отображает измерения на цифровом экране. Он наиболее часто используется для тестирования. Аналоговый мультиметр (АММ), часто используется для тестирования оборудования hi-fi. Он включает в себя преобразователь напряжения тока и магнитоэлектрический амперметр. Эта модель не требует батареи для измерения тока и напряжения.
- Мультиметры Fluke.
ЦММ имеет два щупа: положительный и отрицательный, обозначенные чёрным и красным цветом, источник питания 9 В (обычно батарейка «Крона»), ЖК-дисплей, ручки для выбора необходимого диапазона режимов, внутренней схемы, состоящей из схемы формирования сигнала, аналого-цифрового преобразователя. Преимуществами цифрового ММ являются его электронный дисплей, высокая точность прозвонки, способность считывать как положительные, так и отрицательные значения.
АММ сконструирован с использованием измерителя движущейся катушки и указателя для индикации показаний на шкале. Когда ток проходит через катушку, магнитное поле индуцируется в катушке, реагирующей с магнитным полем постоянных магнитов.
Возникающая сила приводит к тому, что указатель, прикреплённый к барабану, отклоняется на шкале, указывая на текущее показание.
Он состоит из пружин, прикреплённых к барабану, которые обеспечивают противоположно направленную к движению барабана силу для управления поворотом указателя.
Преимущества АММ в том, что он недорогой, не требует батареи, может измерять колебания показаний. Следует точно знать, как прозванивать мультиметром. Двумя основными факторами, влияющими на измерение, являются чувствительность и точность. Чувствительность относится к обратному току полного отклонения шкалы и измеряется в омах на вольт.
Fluke защищен от переходного напряжения. Это небольшое портативное устройство, используемое для прозвонки проводов мультиметром, измерения напряжения, тока и тестовых диодов. Он имеет несколько положений для выбора нужной функции.
Fluke автоматически изменяет диапазон для выбора большинства измерений. Это означает, что величина сигнала не должна быть известна или определена для точного считывания, она непосредственно перемещается в соответствующий порт для желаемого измерения.
Предохранитель защищён для предотвращения повреждения, если он подключён к неправильному порту.
Источник: https://crast.ru/instrumenty/kak-proverit-poljarnost-provodov-multimetrom
Как прозвонить проводку в машине мультиметром: устройство, порядок действий при диагностике кабеля
Люди давно живут в окружении электрических приборов, которые незаметно входят в жизнь каждого человека с самого детства. Электронные часы, электрочайники, телефоны, компьютеры, автомобили — незаменимые помощники человека в быту и на производстве.
Но иногда устройства ломаются, и приходится их проверять и чинить. Ничего сложно в этом нет, если уметь пользоваться измерительными приборами и знать, например, как прозвонить проводку в машине мультиметром или как проверить целостность электрической цепи.
Чтобы найти разрыв проводов ,совсем не нужно быть профессиональным электриком. Достаточно иметь измерительное устройство — мультиметр. Мультиметр — это многофункциональный измерительный прибор с собственным источником напряжения. Аппарат умеет измерять напряжение в цепи, величину силы тока и значение сопротивления. Многие мультиметры применяют для проверки целостности соединения в цепи.
Если соединение найдено, то при наличии встроенного динамика прибор издает звуковой сигнал. Отсюда и произошел термин «звонить». Прибор звонит, если есть соединение. А также мультиметр может указывать, что связи между элементами нет, и помогает определить короткое замыкание. С помощью тестера проверяются всевозможные радиодетали: резисторы, транзисторы, диоды, реле, конденсаторы и так далее.
Прозвонка проводника базируется на законе Ома для участка электрической цепи. Закон Ома утверждает, что сопротивление элемента равняется отношению поданного напряжения к величине силы тока на участке электросети. Сопротивление измеряется в Омах. Сопротивление в один Ом говорит о том, что через проводник протекает ток равный одному Амперу при заданном напряжении в один Вольт. На основании высчитанных данных о сопротивлении и делаются выводы о результатах прозвонки.
То есть на мультиметре выставляется некоторое напряжение, а по шкале прибора определяется величина тока и высчитывается сопротивление. Другими словами, мультиметр является источником напряжения и амперметром для измерения силы полученного тока.
Устройство прибора
Устройства могут различаться по внешнему виду, но принципиально мультиметры делятся на аналоговые аппараты и цифровые приборы.
Аналоговые приборы уже постепенно вытесняются с рынка цифровыми, но в домах у многих домашних мастеров еще можно встретить аналоговые устройства.
Такие аппараты снабжены индикаторным экраном со шкалой и стрелкой. Преимуществом этих моделей является наглядность показа измерений. Отклонение стрелки визуально легче оценить, чем мелькание цифр на электронном табло цифровых приборов. Часто при прозвонке необходимо оценить примерные показатели сопротивления или, вообще, его наличие или присутствие, поэтому аналоговые устройства подходят для большинства практических работ.
Цифровые мультиметры имеют более сложную электронную начинку и цифровой дисплей. Этот тип устройств используют в основном на производстве и в промышленности.
Корпуса всех мультиметров имеют выходы для двух щупов. Это два провода в изоляции, заканчивающиеся иглоподобными металлическими насадками. В ряде случаев на насадки надевают специальные зажимы, так называемые «крокодилы». При выборе прибора нужно особое внимание уделять качеству щупов. От них зависит правильность измерений.
Провода должны быть гибкими с прочной пайкой и хорошо держаться в гнездах устройства. Часто бывает, что внешне эффектные щупы неудовлетворительного качества с плохими техническими характеристиками.
Принцип действия
Для аналогового типа прибора не требуется собственный источник питания. Его принцип работы такой же как у амперметра, и работает аналоговое устройство лучше всего в диапазоне радиоволн и электромагнитных полей.
Внутри корпуса прибора находятся индукционные катушки, и когда щупы касаются проводника, то в катушках начинает образовываться ток. Созданное магнитное поле отклоняет индикаторную стрелку на некоторый угол.
Величина этого угла зависит от силы возникшего тока, и стрелка по нарисованной шкале указывает значение измерений.
В цифровых приборах размещена текстолитовая печатная плата, на которой расположена цифровая микросхема, отвечающая за обработку полученных данных. Для работы электросхемы и экрана цифровые устройства питаются от батарей или от внешнего источника питания.
Цифровые мультиметры обладают меньшей погрешностью измерений и имеют более точные показатели, чем их аналоговые коллеги.
На передней панели мультиметра имеется переключатель, который выбирает режим измерений. Переключатель задает масштабный коэффициент, определяющий значение на шкале устройства.
Аналоговые приборы имеют два типа шкалы:
- Равномерная индикация.
- Логарифмические показатели.
Равномерная шкала очень чувствительная к перегрузкам, поэтому на переключателе сначала устанавливают большое значение масштабного коэффициента, который постепенно уменьшают. Логарифмическая шкала лишена этого недостатка и имеет диапазон значений от нуля до бесконечности.
Таким образом, основными узлами мультиметров являются:
- Дисплей для показа измеряемых значений.
- Разъёмы для щупов и сами щупы.
- Переключатель различных режимов и диапазонов.
Прозвонка проводов
Обязательно перед началом любых измерительных работ проверяется исправность самого тестера.
Случается, что сама измерительная система неисправна. Для проверки концы щупов измерительного устройства соприкасаются. Если устройство работоспособно, то индикатор отобразит ноль или слегка отклонится. Небольшое отклонение указывает, что щупы и клеммы имеют свое маленькое сопротивление.
Если мультиметр имеет звуковой сигнал, то прибор устанавливается в режим зуммера. Это делается постановкой переключателя на соответствующий значок на корпусе тестера.
Щупы подносятся к концам проверяемой детали.
Возможные варианты поведения тестера:
- Раздастся зум, если проводка не повреждена.
- Кабель может быть исправен, но очень большой длины. В этом случае сопротивление проводника будет гораздо больше, чем-то, при котором срабатывает звуковой сигнал. На помощь придет дисплей и отобразит значение сопротивления.
- Если на индикаторе высветилась единица, то величина сопротивления выше, чем допустимый диапазон шкалы мультиметра. Надо перейти в другой диапазон и повторить замер.
- В случае неисправности проводника, мультиметр не произведет никаких действий.
При замерах мультиметром нельзя допускать контакта человеческого тела со щупами и проводами, где нет изоляции.
Поиск неисправностей в электроцепи автомобиля
Если в автомобиле не работает какой-то узел, то в первую очередь необходимо проверить электрическую цепь. Нет особых различий между тем как прозвонить мультиметром разные провода в различных автомобилях, кроме высоковольтного кабеля.
Сначала убеждаются, что есть напряжение в цепи неработающего блока:
- Мультиметр настраивается переключателем на измерение напряжения.
- Щуп мультиметра присоединяется к массе машины или на минус аккумуляторной батареи. Особенностью питающей пары в автомобиле является то, что минусовый кабель или очень короткий, или вообще отсутствует.
- Оставшийся щуп касается подводящего кабеля. Провод должен быть отсоединен от клеммы устройства.
Если индикатор тестера показывает наличие напряжения, то значит, провод целый. По аналогии прозваниваются все провода узла. При поврежденном проводе шкала мультиметра показывает ноль.
Необходимо учитывать, что в некоторые участки автомобиля напряжение подается только при включенном ключе зажигания.
При завершении проверки наличия напряжения проверяют величину силы тока. Прибор переводится в режим амперметра, переключатель в диапазон измерения до десяти ампер. Все устройства автомобиля нужно выключить, а тестер правильно подсоединить в электрическую сеть автомобиля.
Для этого мультиметр подключают между плюсовым контактом аккумуляторной батареи и проверяемым узлом. Экран прибора должен отобразить найденное значение силы тока, оно должно соответствовать потреблению постоянно включенных устройств машины.
При превышении значения силы тока от нормы делают вывод о его утечке.
В этом случае начинают проверку устройств, не входящих в стандартную комплектацию автомобиля, и места, где проводка входит в состав подвижных механических узлов.
Опытные мастера выявляют зоны с падением силы тока, ориентируясь на показания мультиметра при поочередно вынутых предохранителях. Тогда проверяют искрение на контактах.
При обнаружении неправильно ведущего себя провода, его прозванивают для проверки целостности, а затем измеряется его сопротивление.
Одним из ответов на вопрос, как прозвонить провода мультиметром, является измерение сопротивления каждого из проводов узла. Номинал наносится на оплетке, и к проводу подключают тестер в режиме омметра. Обычно диапазон значений сопротивлений автомобильной проводки колеблется от 3.5 до 9.9 кОм. Разница между измеренным элементом и нормой не должна быть больше четырех килоом.
Проверка бронепровода
Питающие пары автомобиля состоят из высоковольтного провода системы зажигания. Перед тем как прозванивать мультиметром силовой провод, проводят визуальную диагностику при работающем моторе. При зажигании свечей напряжение доходит до нескольких тысяч вольт.
Поэтому при пробое высоковольтной изоляции возникает искра на расстоянии три-пять миллиметров от поврежденного участка. В этом случае, если изоляция повреждена, то искрообразование сопровождается пробоем на двигатель, и свеча не выполняет свою функцию. Если диагностика проводится в помещении или на темной улице, то пробой четко виден. Заряд от неисправного участка может разогревать изоляцию вплоть до её возгорания.
Причиной неисправности может быть повреждение контактного узла. В этом случае сопротивление центральной жилы возрастает. Во время коррозии из-за уменьшения толщины некоторые проводки в жгуте разламываются, и высокое сопротивление препятствует силе тока достичь необходимого уровня. Напряжение, в свою очередь, не подается к электродам зажигательных свечей.
Проверка высоковольтного кабеля отличается от того, как прозванивать провода мультиметром, потому что сила тока в кабеле маленькая. Это связано с очень высоким напряжением, которое проходит по силовому проводу. Поэтому такие провода имеют толстую изоляцию и малый диаметр сердечника. В режиме зуммера мультиметр не отличит целый провод от поврежденного.
В таком случае измеряют сопротивление. Для начала визуально просматривают соединение контактных групп. По статистике, обрывы чаще всего происходят именно в местах контактов.
Затем зачищают контакты наждачной шкуркой от коррозии и окислительного слоя, чтобы избежать погрешности при замере. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления при диапазоне замеров — до десятка кОм. Руки не должны соприкасаться с проводами и контактами. Неповрежденный бронепоезд имеет сопротивление от 3,5 кОм до 10 кОм. В любом случае лучше всего найти данные сопротивления в технической документации и сравнить с полученными. Разница не должна составлять более десяти процентов.
Если под рукой нет инструкции, то прозванивают поочередно несколько проводов. Разброс величин сопротивления каждого из элементов не должен составлять более чем два—три килоома.
Непосредственно во время замера, когда кабель скручивают, растягивают или гнут, сопротивление не должно «прыгать».
Тестировать любые провода, жгуты, особенно в автомобиле, лучше всего, если присутствует электрическая и принципиальная схема. Иначе сложно разобраться, где какой провод находится в жгуте.
После изучения основ измерения мультиметром и освоения работы методом исключения, любой человек может самостоятельно диагностировать и починить неисправность в проводах.
Источник: https://220v.guru/elementy-elektriki/provodka/kak-samostoyatelno-prozvonit-provodku-v-mashine-multimetrom.html
Как проверить авто мультиметром, проверка мультиметром утечки тока, высоковольтных проводов, аккумулятора, генератора, датчиков
В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.
Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.
Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
Проверка включает в себя:
- Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
- Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
- Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
- Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.
Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.
Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.
Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:
- аккумулятор;
- датчики;
- высоковольтные провода;
- генератор.
Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.
Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.
Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.
Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.
Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.
Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.
Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.
Как проверить датчики автомобиля мультиметром
Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:
- коленвала;
- скорости;
- детонации;
- ABS;
- кислородный датчик.
Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.
Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.
Датчик ABS
Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.
Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.
С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.
Датчик коленвала
Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.
Кислородный датчик
Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.
Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.
Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.
Датчик детонации
Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.
С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.
Датчик скорости
Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.
После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.
Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.
Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:
- отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
- включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.
Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:
- качество изоляции проводов;
- длина;
- наличие микроповреждений;
- тип проводов.
Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.
Как проверить мультиметром генератор на машине
Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.
- Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
- Подключаете мультиметр к аккумулятору.
- Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
- После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.
И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.
Вместо послесловия
При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.
С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.
После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!
Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.
Источник: https://avtocod.ru/kak-proverit-avtomobil-multimetrom
Как проверить лямбда зонд тестером мультиметром, осциллографом, своими руками
Прежде чем проверять лямбда зонд, он же датчик кислорода, на исправность нужно понять для чего он предназначен и как работает, какая существует взаимосвязь датчика с электронным блоком управления и топливной системой автомобиля в целом.
Назначение и принцип работы
Лямбда зонд – это устройство, предназначенное для контроля состава выхлопных газов. С помощью него определяется объем кислорода, оставшийся после сгорания топлива, а полученные данные по сигнальным проводам передаются на ЭБУ автомобиля. Для чего это нужно?
Дело в том, что работа систем выпуска отработанных газов и топливной тесно взаимосвязаны.
Связующим звеном в этой цепи является электронный блок управления, который не только получает данные от датчика кислорода в виде электрических импульсов, но и передает на его сигнальный вывод опорное напряжение 0.45 вольт (это важно).
ЭБУ, получая данные от датчика кислорода, корректирует, в зависимости от режимов работы двигателя (на холодную, в прогретом состоянии, под нагрузкой и без нее, и т.д.), качество топливовоздушной смеси поступающей в цилиндры двигателя, которая может быть обогащённой, бедной, обедненной и т.д. Корректировка происходит за счет изменения времени открытия топливных форсунок.
Правильное соотношение топлива и воздуха для определенных условий работы двигателя, при которых горючая смесь сгорает полностью, называется стехиометрической топливовоздушной смесью.
Также существует такое понятие как коэффициент избытка воздуха или уровень лямбда.
В идеальных условиях, когда все пропорции топлива и воздуха соблюдены правильно (14,7 частей воздуха и 1 часть топлива) этот коэффициент равен 1.
Если смесь обедненная (15:1 и выше), то уровень лямбда будет больше 1, если обогащенная (ниже 14:1), меньше.
Представим, что лямбда зонд неисправен и передает ошибочные данные на ЭБУ. В результате для разных режимов работы двигателя будет формироваться не правильная топливовоздушная смесь, а это минимум большой расход топлива и потеря мощности.
Дальше идет экологическая составляющая, без которой на современных автомобилях никуда, речь идет про каталитический нейтрализатор.
При сгорании топлива образуется ряд токсических компонентов, увеличенное количество которых в выхлопных газах негативно влияет на эффективность работы катализатора.
К основным токсическим веществам можно отнести:
- Несгоревшие углеводороды — CH;
- Угарный газ и окись кислорода — CO;
- Окись азота – Noх.
Ошибки в работе лямбда зонда, и как следствие, неправильное сгорание топлива, приводит к увеличению содержания вредных веществ в выхлопных газах, а с таким количеством катализатор уже не в состоянии справиться.
Существует такое понятие, как «медленный датчик», это когда время его срабатывания превышает 120 мСек и по этой причине ЭБУ не успевает подготовить правильную топливную смесь, отсюда и повышенная токсичность отработанных газов. Но об этом ниже.
Получается, что лямбда зонд является важным устройством, от работы которого зависит насколько правильно будет формироваться стехиометрический состав топливовоздушной смеси при тех или иных режимах работы силового агрегата.
Когда он исправен погрешность в формировании стехиометрического состава равна ±1% и это очень важно, а когда нет, эта цифра увеличивается.
Типы датчиков и температурные режимы их работы
На рынке представлены два типа датчиков кислорода – титановые и циркониевые.
Первые изготовлены на основе диоксида титана, а вторые – диоксида циркония.
Отличают их между собой только конструктивные особенности, принцип работы одинаковый.
Титановые датчики в последнее время практически не используются, ранее устанавливались на некоторые марки автомобили, встречаются сейчас очень редко. Циркониевые наоборот, получили широкое распространение.
Основа устройства – керамический элемент, выполненный из указанных выше диоксида циркония (ZrO2) или диоксида титана (Tio2), покрытый платиновой сеткой.
Одна часть элемента находиться в выхлопной трубе и контактирует с выхлопными газами, а другая снаружи, контактирует с атмосферным воздухом через места соединения проводов.
Температура, при которой лямбда зонд начинает функционировать, варьирует от 300 до 400 °С, опасный предел 900 – 1000 °С, за которым устройство может перегреться и выйти из строя. Рабочий температурный режим в движении – около 600 °С.
В современных лямбда зондах, но не во всех, конструктивно предусмотрен нагревательный элемент, который при запуске мотора на холодную прогреет устройство до рабочей температуры в 300 – 400 °С.
Отличительная особенность – наличие трех или четырех проводов, два из которых белого цвета (на японских авто могут быть черного) идут на подогреватель.
Такие устройства могут устанавливаться в выхлопной трубе на значительном расстоянии от двигателя, так как им не нужен интенсивный прогрев выхлопными газами.
В двух или одно проводных датчиках кислорода подогреватели отсутствуют, поэтому устанавливаются они как можно ближе к двигателю, как правило в выпускном коллекторе, но так, чтобы лямбда зонд не вышел из строя от перегрева.
У многих типов датчиков, особенно установленных на немецкие автомобили, но, кроме японских, черный провод является сигнальным, а серый (может быть не всегда) является сигнальной массой.
На датчиках кислорода, установленных на японские автомобили, провода имеют индивидуальную цветовую гамму для каждой модели, поэтому этот момент нужно каждый раз уточнять.
Но один плюс все же есть, лямбда зонды, идущие на замену вышедшим из строя аналогам, касается только японских авто, имеют постоянную цветовую гамму проводов: сигнальный — синего, а не черного цвета, сигнальная масса белого, а не серого цвета, а на подогреватель идут два черных провода, а не белые, как обычно.
Почему именно 300 °С? Именно после превышения данного показателя керамический элемент устройства, который смело можно назвать твердым электролитом, начинает пропускать через себя ионы кислорода, которые собираются на электродной сетке из платины.
Представьте себе условно две 5-литровые емкости (канистры), наполненные водой, стоящие на одном уровне и соединенные друг с другом шлангом, посередине которого находится краник.
Если просто открыть краник, куда потечет вода? Правильно, никуда. А если поднять одну из канистр, то куда? Правильно, в ту канистру, которая находится ниже.
Схожий принцип работает и в случае с лямбда зондом. Открытие крана – это превышение температуры на керамическом элементе выше 300 °С.
ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Диагностика двигателя автомобиля
А перетекание ионов кислорода по нему обеспечивается благодаря формированию на его концах разности потенциалов (поднятие одной или другой канистры), чем больше разность, тем сильнее напряжение (чем выше емкость, тем сильнее течет вода).
На той стороне датчика, которая контактирует с атмосферным воздухом (эталонным), содержание кислорода небольшое и, как правило, меняется только при изменении условий эксплуатации автомобиля (горы, карьеры и так далее), потенциал там маленький, но он присутствует постоянно.
А на той стороне устройства, которое вкручено во выхлопную трубу, объем кислорода может варьировать от малого до значительного.
Но нужно понимать, что в выхлопных газах небольшое количество O2 считается нормой, так как это обеспечивает полное догорание топлива в выхлопном коллекторе и защищает катализатор в случае сильного переобогащения топливной смеси (несгоревшее топливо выбрасывается в коллектор и догорает там).
Если в выхлопных газах количество O2 равно содержащемуся в атмосфере, то разность потенциалов будет отсутствовать (если это ассоциировать с канистрами, то они будут находиться на одном уровне), а опорное напряжение, поступающее от блока управления будет ровно 0,45 вольтам — уровень лямбда равен 1.
Допустим, объем кислорода в выхлопных газах значительно ниже атмосферного.
Благодаря разности потенциалов образуется электрический ток, который течет от внутренней стороны гальванического элемента, контактирующей с эталонным воздухом, к внешней (значение «+»). Его величина повышает опорное напряжение с 0,45 вольт от 0,5 до 0,8-0,9.
ЭБУ видит, что смесь обогащена (уровень лямбда меньше 1), и производит корректировку.
Если показатели уровня кислорода в выхлопных газах высокие (больше атмосферных), то изменится разность потенциалов, электрический ток будет течь в другую сторону (значение «-») снизив опорное напряжение до 0,1 – 0,3 вольт. ЭБУ будет видеть, что топливная смесь поступает в цилиндры обедненной — уровень лямбда больше 1.
Типы устройств
Циркониевые датчики кислорода (титановые мы упускаем) бывают двух типов — пороговые и широкополосные.
Последние типы устройств обычными методами проверить непросто, так как они сложные в устройстве, устанавливаются на последние модели автомобилей. Схема подключения показана ниже.
Источник: https://autotopik.ru/diagnostika-neispravnostei/609-kak-proverit-lyambda-zond.html
Как проверить микросхему мультиметром?
Для проверки микросхемы на исправность используются мультиметры, специальные тестеры, осциллографы. В простых случаях можно обойтись без специальных приборов. Но даже при их наличии иногда проверить работоспособность схемы достаточно сложно. Для успешной проверки необходимо хотя бы примерно знать устройство микросхемы, какие сигналы и напряжения должны поступать на ее входы и формироваться на ее выходах. Рассмотрим вероятные сценарии проведения проверочных работ.
Способы проверки
Существует несколько способов, позволяющих проверить микросхему на работоспособность.
Внешний осмотр
Если микросхема установлена на плате и выпаивать ее нежелательно, то необходимо осуществить ее визуальный осмотр. При внимательном изучении можно обнаружить очевидные дефекты. Таковыми могут быть перегоревшие контакты, обгоревшие и отпавшие провода, трещины на корпусе, обгоревшие обвесные компоненты. Если видимых повреждений не обнаружено, необходимы более сложные действия.
Проверка работоспособности с помощью мультиметра
Следующий шаг проверки – диагностика цепей питания системы. Для этой цели используется мультиметр. Для уточнения выводов питания рекомендуется заглянуть в datasheet на микросхему. Плюс в нем обозначается как VCC+, минус – VCC-, общий провод – GND.
Минусовый щуп мультиметра подводится к минусу устройства, плюсовой щуп – к плюсу. Если напряжение соответствует норме для данной системы, то цепи питания устройства являются рабочими. Если обнаружены проблемы, то цепь питания отпаивают и проверяют ее исправность.
Если она исправна, то проблема заключается в самой микросхеме.
Выявление нарушений в работе выходов
Если микросхема имеет несколько выходов и хотя бы один из них неработоспособен или функционирует некорректно, вся схема не сможет выполнять назначенные функции.
Проверку выходов мультиметром начинают с измерения напряжения на выводе интегрированного в микросхему источника опорного напряжения Vref. Его номинальное напряжение указывается в сопроводительных документах на устройство. На этом выводе должно присутствовать постоянное напряжение установленной величины. Если напряжение ниже или выше этого значения, то внутри устройства происходят нештатные процессы.
Если в микросхеме присутствует времязадающая RC-цепь, то на ней в рабочем режиме должны происходить колебания. В даташите указывается вывод, на котором предусмотрены такие колебания. Проверочные работы в данном случае осуществляют с помощью осциллографа.
Его общий щуп устанавливается на минус питания, измерительный щуп – на RC-вывод. Если при проведении измерений обнаруживаются колебания установленной формы, то устройство исправно.
Отсутствие колебаний или их неправильная форма свидетельствуют о проблемах в микросхеме или времязадающих элементах.
Если микросхема выполняет функции управляющего компонента, то на выходном управляющем выводе (или нескольких) должны присутствовать соответствующие сигналы. По datasheet определяют, какой вывод является управляющим. Вывод или выводы проверяют с помощью осциллографа таким же способом, как времязадающие RC-цепи.
Если сигнал на этих выводах присутствует и соответствует заданной форме, то данная микросхема является полностью работоспособной. Если же сигнал отсутствует или его форма отличается от нормальной, необходимо проверить управляемую цепь, так как причиной неисправности может быть именно она.
Если управляемая цепь исправна, то микросхема неработоспособна и ее необходимо заменить.
Влияние разновидности микросхем на способы проверки
Способ и сложность проверочных работ во многом зависит от типа схемы:
- Самые простые для проверки мультиметром являются микросхемы серии КР 142, имеющие три вывода. Проверка осуществляется подачей напряжения на вход и его измерением на выходе. На основании этих измерений делается вывод об исправности системы.
- Более сложные для проверки – микросхемы серий К 155, К 176. Для проверочных мероприятий понадобятся: колодка и источник питания с определенным уровнем напряжения, который подбирается под конкретную систему. На вход подается сигнал, контролируемый на выходе с помощью мультиметра.
- При необходимости проведения более сложных проверок используют не мультиметры, а специальные тестеры, которые можно собрать самостоятельно или купить в магазине радиоэлектроники. Тестеры позволяют проверить прозвонкой исправность отдельных узлов схемы. Данные проверки обычно отображаются на экране тестера, что позволяет сделать вывод о работоспособности отдельных элементов устройства.
При проведении проверок работоспособности микросхемы необходимо смоделировать нормальный режим ее работы. Для этого подаваемое напряжение должно соответствовать нормальному уровню, который соответствует конкретной системе. Проверять микросхемы на исправность рекомендуется на специальных проверочных платах.
Другие материалы по теме
Анатолий Мельник
Специалист в области радиоэлектроники и электронных компонентов. Консультант по подбору деталей в компании РадиоЭлемент.
Источник: https://www.radioelementy.ru/articles/kak-proverit-mikroskhemu-multimetrom/
Как проверить кабель интернета на целостность: прозвонка мультиметром и программы
Иногда случается так, что на компьютере пропадает домашний интернет. Это не всегда связано с неуплатой услуг, вирусами или проблемами с маршрутизатором. Бывают случаи, когда физически повреждается кабель интернета. Чаще всего в его роли выступает витая пара. В этом материале будет подробно разобрано, как проверить кабель интернета на целостность.
Отсутствует доступ в Интернет: что делать
Если в определенный момент на экране персонального компьютера высвечивается уведомление, что кабельного интернета нет или он перестал работать, но при этом он оплачен и с роутером проблем нет, то, скорее всего, возникла такая проблема, как нарушение целостности интернет кабеля.
Нужно, в первую очередь, переподключить роутер к сети. Для этого вынимается вилка питания, выжидается пара десятков секунд и маршрутизатор снова включается в сеть. Если доступа к сети по-прежнему нет, качество соединения тут не причем и причина кроется в другом. Наиболее вероятно, что проблемы кроются в сетевой карте или испорченном кабеле. Если соединение вдруг пропало без пользовательского вмешательства, то это может быть связано с:
- Попавшими в ПК вирусами;
- Установкой и запусков непроверенных игр и приложений;
- Скачками напряжения.
Важно! Узнать это в Windows достаточно просто. Необходимо зайти в «Панель управления» и перейти в пункт «Сетевые подключения». Здесь можно выяснить, имеется ли подключение к сети или нет. Также можно провести диагностику ПК на корректность работы сетевой карты и обновления драйверов.
Работоспособность карты можно проверить с помощью последовательности следующих действий. Нужно перейти в меню «Пуск» и найти «Панель управления», а в ней «Диспетчер устройств». Последний также может быть найден через «Пуск».
В диспетчере нужно найти раздел с сетевыми платами. Если напротив выбранной платы высвечивается тревожный значок, то дело в ней. Причиной ее неисправности может стать гроза и молния.
Для проверки карты можно переставить ее в другой компьютер с предварительной установкой драйверов при условии, что компьютер рабочий.
Все это может не помочь. Тогда рекомендуется звонить на горячую линию своего провайдера. Быть может, проблема с отсутствием интернета связана со сбоями на его стороне. Если и это не решило проблемы с соединением, то, скорее всего, проблемы случились с кабелем интернета. Среди них:
- Разрыв проводов;
- Замыкание отдельных жил;
- Полный разрыв.
Важно! Кабель может располагаться на полу и рваться в местах стыка стен. Так или иначе, в этих случаях кабель интернета нужно ремонтировать. Совершить проверку кабеля на признак неисправностей можно и без специалистов, с помощью различных способов.
Использование ПО для проверки
Обзор и настройка модема D-Link Dir-320
Пользователи часто начинают поиск ПО в сети, но не понимают, что эти программы у них уже есть в качестве стандартных на ПК. Это не только диагностика ошибок сети, но и программа, отвечающая за иконку интернета. Если она обнаруживает его отсутствие, то картинка меняется на соответствующую. Это символизирует проблемы, связанные с обрывом или замыканием кабеля витой пары.
Ни одна программа не покажет, где именно повреждён кабель, но есть решения, обладающие большим функционалом, чем стандартные.
В пример можно привести хорошее программное решение под названием Network Traffic Monitor. Оно полностью бесплатно и обладает широким функционалом, среди которого:
- Измерение скорости сети при неполадках и нестабильностях;
- Анализ скоростных изменений сети;
- Сохранение всех отчётов на жёстком диске;
- Произведение глубоких настроек;
- Возможность использования полезных сервисов;
- Много поддерживаемых языков.
Установка ПО не занимает и минуты. Все, что нужно сделать – запустить ехе файл и согласиться с инсталляцией. После этого программа установится и будет готова к работе. Network Traffic Monitor считается одной из лучших проверочных и диагностических программ. Об этом свидетельствуют и многочисленные отзывы пользователей.
О подключении пк к активной сети с помощью витой пары
В чем отличия между сетями 3G и 4G: особенности, преимущества и недостатки
Для осуществления качественной проверки интернет кабеля, необходимо понимать элементарную схему подключения витой пары персонального компьютера с другим устройством. Ознакомиться со схемой можно на картинке ниже.
Наибольший интерес представляет схема с изображенной схемой карты или хаба, к которому подключен ПК. Чаще всего он подключается через коннектор RJ-45. Каждая витая пара подключается к трансформатору симметрично. Это может означать, что в трансформаторе есть обмотка и ее середина.
Внутри нее находится отвод, который, в свою очередь, соединен с общим проводником с помощью резистора и конденсатора. Это и обеспечивает отсутствие помех в кабеле и четкий, неизменяющийся сигнал. Еще одно преимущество такого трансформатора – защита кабелей от перепутывания и замыкания.
О силе размаха и форме сигнала витой пары
Вопрос, который волнует многих. Далее он будет расписан подробнее.
Первое, что нужно сделать – осциллограмма сигнала информации. После ее анализа можно сделать вывод о:
- Наличии в сети сигналов типа Rx и Tx одинаковой формы и размахом в 2 Вольта;
- Том, что одна пара передает сигнал, а другая принимает его;
- Том, что если какой-либо выпал из разъема, то сигнал прекратит передачу;
- Форма сигнала круглая;
- Сигнал имеет ограничения удаленности между различными его точками, которое не превышает 100 метров.
Важно! Размах в два Вольта не несет опасности для здоровья человека и для работы оборудования. Проверять кабель витой пары можно, не отключаясь от сети и не выключая оборудования так же, как и телефонный.
Как проверить обрыв интернет-кабеля и целостность его изоляции в домашних условиях
Если все способы с определением причины поломки провалились, то скорее всего кабель потерпел разрыв или замыкание. Чтобы найти проблемный участок не обязательно осматривать кабель по всей его длине, однако если он не большой, то это сделать можно.
В случае если витая пара не оборвалась полностью, найти место разрыва внутри глазами невозможно. На помощь приходят приборы и народные средства для обнаружения разрывов и замыканий.
Это и профессиональные тестеры, и простые мультиметры, и способы проверки с помощью подсоленной воды или картошки.
Тестер – отменный способ проверки
С помощью тестера лучше всего узнавать наличие разрывов кабеля. Перед началом проверки следует осмотреть кабель на всей его длине, а особенно уделить внимание качеству обжатия на вилке. Если обжим плохой, то возникнут проблемы с контактом некоторых проводов. Также они могут быть перехлестнутыми в фиксированном положении. Так они не замкнутся. Если поломку на первый взгляд обнаружить не удалось, то можно воспользоваться тестером, который обеспечит качественную проверку.
Важно! Современные тестеры обладают большим функционалом и удобны для использования благодаря дисплеям. Они позволяют прозвонить кабель и точно определить место разрыва и замыкания. Посоветовать можно модель Tester MicroScanner Pro.
Это один из самых популярных аппаратов на рынке, поскольку имеет много возможностей, среди которых:
- определение степени правильности разводки;
- определение места поломки;
- определение типа поломки;
- определение дистанции до места поломки;
- произведение трассировки провода.
Такой прибор хорош, но если под рукой есть мультиметр или обычный стрелочный тестер. Они помогут измерить сопротивление в цепи, напряжение и тип тока. Мультиметра вполне может хватит для анализа витой пары. Для начала анализа нужно включить режим сопротивления и свести концы кабеля в одну точку. Если это получилось, то дальнейшая проверка осуществляется в следующем порядке:
- проверка целостности всех жил кабеля по отдельности;
- тестирование каждого кабеля по цветам;
- проверка на замыкания с соседними жилами;
Часто бывает так, что свести концы воедино невозможно. Тогда коннектор или перерезается, или на одном его конце зачищаются жилы и соединяются между собой. После этого мультиметром прощупываются пары на другом конце.
Проверка с помощью стрелочного мультиметра
Это чуть ли не самый простой способ прозвона кабеля, поскольку такой прибор есть почти в каждом доме. Для проверки берут зеленую и оранжевую пары жилок. Порядок действий следующий:
- переключить прибор в поиск сопротивления;
- коснуться к оранжевым жилкам шупом;
- сопротивление должно установиться на отметке в несколько Ом;
- прикоснуться к зеленым жилкам и провести аналогичную проверку;
- прикоснуться к оранжевой и зеленой жилкам и получить значение сопротивления от 100 Ом и выше.
Если измерение прошло удачно и показало те же цифры, то это указывает на отличное состояние проводов. В случае, когда пары не прозваниваются, необходимо заменить их на неиспользуемые, например, коричневого или синего цвета.
Проверка при отсутствии тестеров
Мультиметра и тестера может не оказаться под рукой. В этом случае можно воспользоваться методикой ручной проверки. Для этого нужно отрезать от каждого конца кабеля куски длиной до 15 см. Далее следует удалить обмотку на 5 см. И оголить жилы на пару см.
После этого подготавливается емкость с водой, которая должна быть из стекла или пластмассы. В жидкость добавляется обычная поваренная соль весом в 1/4 веса воды и перемешивается до полного растворения. Жилки кабеля являются проводниками и их соприкосновения должны быть исключены.
Другую сторону отрезка кабеля необходимо подключить к источнику питания, имеющему напряжение более 3 Вольт. Может сгодиться и обычная батарейка, аккумулятор от смартфона и другие безопасные источники.
Подав напряжение, следует следить за проводами в воде. Минусовый проводник должен покрываться белыми пузырями, а плюсовой – желтовато-зелеными. Если все так, то витая пара в хорошем состоянии и никакого короткого замыкания не произошло. Если замыкание было, то пузырьки пойдут и с другой жилки.
Картофель и витые пары
Для этого способа понадобится картофель и подготовленная витая пара. Порядок действий следующий:
- Картофель разрезается на пополам;
- Кабеля по одному засовываются в него на один сантиметр;
- Дистанция между проводами – несколько миллиметров;
- Далее нужно проследить за реакцией. Если около провода с положительным знаком позеленело, а с отрицательным – пошла белая пена, то с кабелем все хорошо;
Важно! Вместо картошки для этого способа можно пользоваться и яблоком. Все эксперименты показали его эффективность, однако с яблоком это видно не так четко.
Теперь вопросов о том, как диагностировать поломку интернет-кабеля с помощью специальных программ и приборов, а так же тестеров, мультиметров и прочих народных способов нет. Без дополнительных онлайн инструкций каждый может проверить кабель Internet на работоспособность в случае внезапной потери сигнала передачи данных.
Подгорнов Илья ВладимировичВсё статьи нашего сайта проходят аудит технического консультанта. Если у Вас остались вопросы, Вы всегда их можете задать на его странице.
Источник: https://vpautinu.com/internet/kak-proverit-kabel-interneta-na-celostnost
Как определить обрыв провода мультиметром
При ремонте квартиры всегда следует уделять внимание электропроводке. Вызов специалиста для устранения неисправностей домашней электросети обойдется дорого. Если выполнять необходимые правила, ремонтом электричества можно заниматься самостоятельно. Ничего сложного здесь нет, чтобы понять, как мультиметром прозванивают провода. Достаточно обладать знаниями на уровне школьного курса физики. При этом следует помнить, что основой всех работ с электричеством является техника безопасности.
Что такое мультиметр
Мультиметр – это цифровой измерительный прибор обычно китайского производства. С его помощью измеряют ток, напряжение и электрическое сопротивление. Он содержит:
- дисплей, на котором изображаются числовые значения измеряемых параметров;
- переключатель режимов работы;
- гнезда для щупов;
- 2 гибких провода черного и красного цвета.
Для новичка прибор вначале покажется сложным, но для проверки электрических цепей его использовать просто, установив переключатель на измерение сопротивления. Эта функция применяется при проверке электропроводки в квартире. Данный режим устанавливается в секторе измерения сопротивлений на самый нижний предел (200 Ом) или значок диода с сигналом.
Щупы следует подключить к гнездам COM и VΩmA. Перед тем как мультиметром прозванивают провода, сначала проверяют его исправность путем замыкания щупов. Прибор должен показать нулевое сопротивление или чуть больше. В режиме прозвонки динамик мультиметра издает характерный писк.
Этот диапазон устанавливается при выяснении ответа на вопрос о том, как прозвонить провода на замыкание мультиметром.
Отличное от нуля сопротивление получается при малой емкости батареи питания тестера. Если цепь не замыкается, прибор показывает бесконечное сопротивление (цифра «1» на экране).
Проверка исправности изоляции
Изоляцию проверяют с одного конца кабеля. Концы жил зачищают, а мультиметр устанавливают на диапазон мегаом (самый верхний предел). Затем проверяют отсутствие пробоя между жилами. Поскольку между ними есть небольшая емкость, показания прибора начнут меняться, а после зарядки на индикаторе должна появиться «1», что означает, что сопротивление превышает измеряемый диапазон.
Когда прибор показывает какое-то значение, это говорит о некачественном кабеле, влиянии высокой влажности или присутствии электромагнитных помех. Стабильные значения отражают неисправность изоляции, а постоянное изменение показаний на дисплее означает наличие помех. Таким способом проверяют исправность проводки, находящейся в стене помещения с повышенной влажностью.
При измерении больших значений сопротивлений руками не следует касаться оголенных щупов, так как это создает значительные погрешности.
Проверка целостности кабельной продукции
Для измерений по цепи пропускают слабый электрический ток от элемента питания мультиметра, а прибор указывает величину сопротивления. Целью может быть нахождение двух концов одной жилы или целостности провода. Погрешность измерения в технологии того, как прозвонить провода мультиметром, здесь не имеет значения – либо по цепи течет ток, либо нет. Если кабель исправный, каждая его жила проводит электрический ток, а между отдельными проводниками отсутствует короткое замыкание.
Проверка кабеля на наличие обрыва
При прозвонке выполняются следующие действия.
- Переключатель мультиметра устанавливается в положение 200 Ом.
- Щупами поочередно проверяется на обрыв каждая жила.
- Показания прибора правильно классифицируются. Если сопротивление не превышает 2 Ом, то провод исправен. Когда отметка доходит до 10 Ом, это означает, что где-то появился неплотный контакт или частичный обрыв.
Прозвонка проводки между распределительными коробками
В распределительной коробке сложно разобраться в подключениях. Опять же здесь применяется способ того, как мультиметром прозванивают провода. Для этого нужен дополнительный проводник, длина которого превышает расстояние между коробками.
- Сначала отключают электричество в квартире с помощью вводного автомата.
- Один конец дополнительного проводника через «крокодилы» подключается к одному из выводов в коробке, а другой – к одному щупу мультиметра. При этом везде отключаются нагрузки.
- Другим щупом находят соответствующий вывод в другой коробке по характерному писку прибора. На проверенный провод устанавливают маркировку и аналогично прозванивают остальные. Перебитую жилу находят методом исключения, когда будут проверены все остальные проводники.
Как проверить новую электропроводку
Чтобы быть уверенным в полной исправности домашней электросети, на этапе прокладки следует произвести ряд простых действий.
- Выбор качественного кабеля. Дешевые материалы не выдерживают больших нагрузок. Проверить изделие можно мегаомметром прямо в строительном магазине. Необходимые измерения обычно делает продавец.
- После монтажа кабеля необходимо тщательно проверить изоляцию на наличие дефектов, несмотря на то, что прибор показывает норму. Это делается до того, как он будет покрыт штукатуркой или другими отделочными материалами.
Алгоритм прозвонки проводки под напряжением следующий.
- Включение автомата, нахождение и маркировка фазы индикаторной отверткой.
- Включение мультиметра на измерение напряжения переменного тока и установка на диапазон выше 220 В. Одним щупом прибора следует прикоснуться к фазе, после чего другим по очереди протестировать провода. При появлении на дисплее величины 220 В искомый нулевой провод будет найден. Его следует замаркировать.
- Остальные пары проводов проверяются аналогичным образом и маркируются.
При проверке на замыкание щупы подсоединяются к разным проводникам в режиме омметра. Наличие сопротивления показывает, что они связаны электрически между собой. Проверка делается на небольших отрезках проводки, поскольку у прибора небольшое напряжение. Перед тем как прозвонить провода мультиметром на короткое замыкание, во всей схеме отключаются все приборы. Проверяя все линии, находится закороченная. Затем она вызванивается по участкам, пока не найдется место замыкания.
Обнаружение неисправностей в электрической цепи автомобиля
Если какое-либо устройство электрооборудования в автомобиле перестало работать, не стоит торопиться с его заменой.
В том, как прозвонить провода мультиметром в автомобиле, нет особых принципиальных отличий. Прежде всего, проверяется подача напряжения к исследуемому прибору:
- мультиметр переключается в режим измерения напряжения;
- один щуп цепляется на минус АКБ или массу автомобиля;
- другой щуп подключается к подводящему проводу, отсоединенному от клеммы прибора.
Появление на табло значения напряжения аккумулятора говорит об исправности провода. Аналогичные операции делаются с другими проводами. Отсутствие напряжения в цепи говорит о наличии неисправности на данном участке.
Обратите внимание! Некоторые электрические цепи находятся под напряжением только при повороте ключа зажигания.
Проверка того, как прозвонить проводку мультиметром на утечку тока, производится в режиме амперметра. Выставляется предел 10 А. Прибор нужно правильно подключить к бортовой сети – в разрыв питания от плюсовой клеммы АКБ к потребителям. При этом все приборы следует отключить.
На дисплее должно высветиться значение тока, соответствующее потреблению постоянно подключенных приборов. Если сила тока превышает норму, значит, появилась утечка. Прежде всего, проверяются нештатные электроприборы или места, где провода подвержены механическим воздействиям.
Участки с утечкой можно выявить, поочередно вынимая предохранители и проверяя искрение на контактах, а также показания тестера. После определения подозрительного участка провода прозваниваются там на предмет целостности и по величине их сопротивлений.
Источник: https://avtotop.info/kak-opredelit-obryv-provoda-multimetrom/